По храму ударили тегом. — Кто, как и зачем организует интернет-атаки на Церковь

olegvladiХрамоборцы атаковали страницу в социальной сети «Вконтакте», созданную для поддержки строительства новых храмов. Страницу создал молодежный отдел Московской городской епархии Русской Православной Церкви — всем желающим предлагали сфотографировать себя на фоне строящегося храма, рассказать о том, как он нужен району. Публикацию нужно было сопроводить хэштегом #намнуженхрам.

Как противостоять атакам на Церковь и кто за ними стоит, «Русской планете» рассказал Олег Владимирцев, координатор Православного правозащитного аналитического центра, который занимается защитой прав верующих, в том числе в сети интернет.

Храмоборцы, используя тот же хэштег, наводнили социальную сеть картинками оскорбительного содержания для верующих — они постили снимки горящих церквей, карикатуры на священнослужителей и эротику.

За акцией стоят сетевые провокаторы, которые «кошмарят» тег, выполняя заказ, заявили организаторы православной акции и призвали не реагировать на троллинг. Однако не все православные согласны терпеть подобные выходки.

— Акции, подобные интернет-атаке на православный флешмоб, планируются заранее или все же носят стихийный характер?

— Как только какое-либо православное сообщество собирается провести акцию, это моментально наталкивается на организованное сопротивление деструктивных сетевых групп. Эти акции, как правило, хорошо организованы, их цель — противодействие православным инициативам, которые нужно очернить.

Иногда мы еще только собираемся выступить против того или иного сообщества в интернете, оскорбляющего христианство и разжигающего межрелигиозную рознь, а реакция со стороны сетевых бойцов следует молниеносно. Все координаторы и лидеры православных патриотических сообществ занесены у них в базу данных, затем идет организованный троллинг — льется спам с нецензурными комментариями.

Перед особо крупной акцией, например митингом, страницы наших координаторов оказываются заблокированными, что серьезно осложняет работу.

— А как на это реагируют модераторы социальных сетей?

— Интересно, что модераторы социальных сетей идут на поводу у троллей и часто блокируют людей, которые пытаются противодействовать таким деструктивным сообществам. Блокируют не только наших активистов: с этим сталкиваются и представители других организаций и движений. Координаторов блокируют под разными предлогами.

После того как соцсеть «Вконтакте» разрешила менять адреса сообществ борьба с антихристианскими сообществами сильно усложнилась. Как только мы обращаемся в надзорные органы с просьбами о блокировке, владельцы этих групп моментально меняют адрес, и к моменту вынесения судебного решения у них действует абсолютно такое же сообщество, но на другом адресе.

Такие нововведения социальной сети говорят если не о сотрудничестве, то о значительном попустительстве противоправной деятельности.

— Ни одну крупную атаку в сети нельзя осуществить без армии ботов. Значит, в такие атаки вкладываются средства?

— Работают серьезные команды с хорошим бюджетом. Не секрет, что существуют платные тролли. По всей видимости, эти люди работают по своим базам, с десятка профилей, по определенным скриптам. Они получают задание — какие сообщества сегодня нужно затроллить и заспамить, и работают по данным сообществам очень организованно. По нашим сведениям, эту деятельность курируют НКО, получающие гранты.

— Кто конкретно стоит за атаками на православные инициативы?

— На примере противодействия строительству храмов хорошо видно, что лидеры антицерковных групп связаны с КПРФ, «Яблоком», там много людей, которые профессионально занимаются черным пиаром. Думаю, что и виртуальная борьба, и реальное противодействие строительству храмов имеет одни корни. Ее цель — повернуть общественное сознание в нужном заказчикам русле, убедить население в том, что России не нужен ни патриотический подъем, ни храмы.

— Когда начались эти атаки?

— По моим ощущениям, активное противодействие началось накануне событий на Украине — в момент особого подъема патриотизма. Некие силы увидели в этом подъеме оппозицию либеральной повестке в обществе и решили этому воспротивиться — особенно когда увидели, что общественное мнение начало смещаться в другую сторону. Началась активная работа по той же программе «200 храмов», появились группы для последовательного саботажа. Вслед за этим как ответная реакция пошел рост активности и среди православной общественности.

— На какую аудиторию рассчитан антиклерикальный контент, который храмоборцы распространяют в социальных сетях?

— Существует такой типаж блогера и активного пользователя Сети: он хорошо воспринимает черный юмор, глумление, порнографические баннеры. К этим чувствам, самым низменным, и апеллируют деструктивные сообщества. Понемногу они добавляют к черному юмору и эротике антиклерикальное содержание.

Это становится обыденным, нормальным, получает распространение. Каждый отдельный пост может выглядеть не слишком убедительно, но в массе это работает: найдутся люди, которые посмеются, отправят ссылку друзьям — молодежь, к сожалению, падка на такие вещи.

— Как с этим бороться?

— Иногда приходится уступать — как, например, в Торфянке, вокруг которой развернулся мощный храмоборческий протест. И хотя Церковь выиграла суд за это место, но в итоге заняла миротворческую, примирительную позицию — предпочла отказаться от строительства.

И совсем другой пример — ситуация с «Тангейзером», когда в Новосибирске на площадь разом вышли около полутора тысяч человек, чтобы отстоять свою точку зрения.

Когда будет собираться большое количество людей, чтобы на деле отстоять свои интересы, подковерные и виртуальные игры, равно как и деятельность деструктивных сообществ, уже не будут иметь особого значения.

По материалам Русская Планета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *