«Сегодня существует большой запрос на христианскую правозащитную деятельность. Это можно видеть на примере того, что к Церкви обращаются многие люди, — с жалобами на действия власти, на судебные решения, на поведение работодателей, на спорные действия со стороны бизнеса.
Люди обращаются именно к Церкви не случайно, это происходит в силу двух причин: первое это то, что в остальных инстанциях не слышат простого человека, а вторая это то, что Церковь воспринимается как идеальный ходатай. Люди помнят о том, что Церковь должна заниматься печалованием перед лицом государственной власти о нуждах простых людей. Об этом долге печалования сказано в официальных церковных документах.
Необходимо быть на высоте исполнения этого долга, нужно делать так, чтобы Церковь помогала простым людям донести их боль и озабоченность до власти, а властям помогала бы не потерять контакт с собственным народом, не разучиться слышать его голос. Спрос есть, и чем больше будет ответов на этот спрос, чем больше будет христианских правозащитных организаций, тем лучше.
На данный момент самой эффективной христианской правозащитной организацией у нас, на мой взгляд, является Правозащитный центр Всемирного Русского Народного Собора. Он помогает готовить ответы на письма с правовыми жалобами граждан, которые поступают на имя Святейшего Патриарха, проводит юридический анализ.
Также Правозащитный центр делает заявления по резонансным вопросам. В частности, недавно Центр призвал правоохранительные органы к объективности в расследовании дела Людмилы Есипенко, которую отправляют на месячную экспертизу в психиатрическую больницу.
Кроме этого есть Правозащитный центр «Территория церкви», который возглавляет Александр Владимирович Щипков. Были и другие инициативы православной правозащитной деятельности, но они не получили должного развития.
Правозащитная работа должна вестись совместно и представителями Церкви, и самими православными мирянами по собственной инициативе.
Нужно давать больше простора для этой деятельности и со стороны Церкви, и со стороны государства, оказывать помощь, одновременно не сковывая свободу христиан-правозащитников в стране.
Этим людям не нужно бояться критиковать церковные или светские власти, спорить с чиновниками, выезжать на места, чтобы освещать те или иные конфликтные, проблемные ситуации, говорить публично, публиковать открытые обращения.
Эта работа достаточно сложная, часто не благодарная и иногда опасная, но именно те, кто научатся ее делать в современной России, в значительной степени будут определять ее будущее, в том числе и будущую конфигурацию власти».