«Непрерывный суицид» | Музыка как идейная основа культа саморазрушения | Сергей Зингер

kobeynНекоторое время назад получила широкую огласку деятельность так называемых групп смерти. Созданные изначально как клубы для общения людей в состоянии депрессии, впоследствии они стали использоваться для внедрения в сознание подростков мыслей о самоубийстве.

Детям предлагали сыграть в интерактивную игру, цена в которой — жизнь человека. Начиналось все с безобидных заданий, вроде сделать фото или прийти в назначенное время в назначенное место (стандартные задания для ролевых игр), но постепенно участников подводили к мысли о необходимости сведения счетов с жизнью. Как в модных в конце XIX века клубах самоубийц.

По сути, эти группы — лишь вершина айсберга. Они лишь используют тематику суицида, которая методично вдалбливается в голову нашим детям некоторыми представителями рок-культуры.

Думаете, я перегибаю палку? Давайте рассмотрим субкультуру суицида. Не удивляйтесь: такая действительно существует. У нее есть все характерные признаки. Например, собственный сленг (“выпилиться”), культовые музыкальные группы и литературные произведения (“50 дней до моего самоубийства”), культовые личности. Та самая Рина для самоубийц как Курт Кобейн, который, кстати, тоже покончил с собой.

Это относительно новое направление — закономерный итог развития декадентских субкультур, возводящих в культ саморазрушение. Эксплуатируя характерные для молодежи протест и отрицание, они насаждают в неокрепшие умы подростков ценности, чуждые не только христианам, но и всем здравомыслящим людям.

Первым звоночком в чреде деструктивных субкультур были панки. Они культивировали отвержение социальных норм и асоциальное поведение. Из среды панков вышли готы. Они переняли панковский девиз «no future» (нет будущего), дополнив его нотками мрака, безвыходности и смерти. Их флаг переняли эмо. Хотя изначально, представители данной субкультуры просто демонстрировали свои эмоции, не важно, светлые или темные, впоследствии тьма взяла верх.

Эмо — первая субкультура, у которой, тема суицида стала одной из основных.

Собственно последователи культа самоубийц — выходцы из среды эмо. У них много общих черт (манера одеваться, сленг, музыка).

Музыке стоит уделить внимание в первую очередь. Ведь, как известно, именно в ней кроется идейная основа любой субкультуры. Именно музыканты являются выразителями идей.

Если рассматривать текст песни в контексте литературной традиции, то он следует традициям, заложенным в конце 19 века представителями декадентского направления — в научных кругах их называют “старшими” символистами. Если просмотреть описание данного направления, то всплывают некоторые интересные детали: эстетизация безобразного, провозглашение нормой асоциального образа жизни и культ Сатаны. Об этом написано в любом из общедоступных источников. Желающим ознакомиться с типичным примером такого искусства, советую почитать стихи Бодлера или Сологуба.

Шарль Бодлер «Литания* Сатане»:
«О ты, всех Ангелов мудрейший, славный гений,
О Бог развенчанный, лишенный песнопений!
Мои томления помилуй, Сатана!»

Федор Сологуб «Когда я в бурном море плавал…»:
«Когда я в бурном море плавал
И мой корабль пошел ко дну,
Я так воззвал: «Отец мой, Дьявол,
Спаси, помилуй, — я тону…»

Но если в позапрошлом — начале прошлого века такие темы, как насилие, суицид, наркотики употреблялись более-менее завуалированно, в начале нового тысячелетия деструктивные тенденции в музыке и литературе стали развиваться лавинообразно. Причем призывы к самоубийству идут уже прямым текстом.

Речь даже не о представителях направлений хард-рок и хеви- и блэк-метал. Творчество таких групп, как Behemoth, Belphegor, Black Sabbath, Burzum, хотя и воспевает поклонение сатане, наносит в основном опосредованный вред. Музыканты демонстрируют аморальный образ жизни и агрессивное сценическое поведение. Подростковая психика очень восприимчива к подобными примерам, и они начинают подражать своим кумирам.

Больше стоит обратить внимание на творчество отечественных групп, воспевающих непосредственно тематику саморазрушения. В первую очередь это культовая сибирская панк-рок группа «Гражданская оборона» (ГрОб). Тема суицида смакуется у них на разные лады. Чтобы понять это, достаточно назвать лишь несколько песен: «Суицид», «Малинова девочка» («Непрерывный суицид»), «Русское поле экспериментов» («Покончи с собой — уничтожь весь мир!»), «Харакири» («Сид Вишез умер у тебя на глазах… а ты остался…»). Сюда же отчасти можно отнести таких исполнителей, как «Сплин», «Дельфин», «Агата Кристи» или ее идейный наследник — проект Глеба Самойлова «The Matrix». Темы употребления наркотиков, эстетизация фашизма и самоубийства у последних двух являются сквозными. Более того, в среде поклонников бытует мнение, что большинство их песен написано под героином и является идеальным сопровождением для процесса его потребления.

Самый известный пример — песня «Опиум для никого»:

«Давай вечером с тобой встретимся
Будем опиум курить…
Давай вечером умрем весело,
Поиграем в декаданс…»

Правовые механизмы для решения проблемы распространения деструктивной культуры среди молодежи пока слабо отработаны. На фоне недавних трагических событий профильные ведомства усилили борьбу с вредоносной информацией, но внимание уделяется в основном содержимому соцсетей. Бороться предпочитают, как обычно, со следствием, а не с причиной. Тогда как первопричина — в самой молодежной культуре. Именно в ней заложены корни их асоциального поведения – и в первую очередь особого внимания здесь заслуживает музыка, которую слушают подростки. Несложная лингвистическая экспертиза может без труда установить наличие деструктивной, вредоносной информации в текстах выше указанных и многих других современных исполнителей.

*Литания — молитва, состоящая из повторяющихся коротких воззваний

Комментарии запрещены.