Полная версия доклада, прочитанного экспертом ППАЦ Владимирцевым О.В. в секции «Секты как антиисторическое явление» на XXV Рождественских чтениях 26 января 2017 года
Ситуация с вседозволенностью алкогольных монополий, либеральное алкогольное законодательство, а также ряд социальных проблем сегодня порождает катастрофическую ситуацию с употреблением алкоголя в обществе. Однако некоторые инициативы по борьбе с алкоголизмом вызывают также ряд вопросов.
Про трезвенническое движение и деструктивное учение В.Г. Жданова сказано и написано уже много, поэтому подробно на нем останавливаться не будем (1). Но хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты, касающиеся проникновения его учения и самого движения в православную среду и в Церковь.
Как известно движение Жданова Союз борьбы за народную трезвость и другие его организации, активно сотрудничают с оккультной псевдонаучной организацией КОБ, вместе они обладают мощными медиа-инструментами, ресурсами, оказывающими значительное влияние на православную аудиторию, особенно в соцсетях.
Как правило, они пропагандируют темы ЗОЖ, трезвости, целомудрия, нравственности, патриотизма, антиглобализма, все эти понятия понимаются достаточно нетрадиционно. Десятки внешне благополучных групп количеством активных пользователей до 300 000, такие как «Научи Хорошему 2.0», «Возрождение нравственности», «Здоровая Русь», «Здоровая семья» и многие другие, на которые подписаны многие православные, принадлежат к этому альянсу. Они говорят многие правильные вещи на актуальные темы, о реальных угрозах, которые слабо освещаются в Церкви и православном сообществе, и занимают просто свободную нишу в православной среде и вообще среди людей традиционных ценностей, на которую есть существенный запрос.
Здесь же активно продвигаются учение и мероприятия Жданова и его соратников, псевдонаучные теории вроде «телегонии», «собриологии», образуя некую свою субкультуру и среду, и аккумулируя вокруг себя тысячи поклонников, в том числе новоначальных православных. В этой среде продвинуть или продать можно все что угодно, если сделать это культовым. Тренинги, лекции, платные семинары, курсы по исцелению, книги, БАДы, видео-уроки, сделать популярными любых авторов, лекторов, учителей. Именно поэтому с ними хотят «дружить» различные движения, исповедующие схожие идеи.
Эту среду можно назвать и ключевой в общем трезвенническом движении в России, к которому относятся и некоторые православные трезвеннические общества. В частности сюда можно отнести движение православных трезвенников в лице Иоанно-Предтеченского братства Трезвение (trezvenie.org).
Это два разных движения, однако, когда начинаешь изучать их структуру и учение, и методики, то наблюдаются существенные сходства. На сайте движение лежат методические пособия под грифом СБНТ, активисты и авторы участвуют не редко в мероприятиях обоих движений.
И те, и другие использует один цитатник из Священного Писания и Святых отцов, оправдывающий необходимость абсолютной трезвости для всех, и это, как правило, цитаты, вырванные из контекста и растолкованные в нужной манере.
Основной костяк составляют священники Илья (Шугаев), настоятель храма в Талдоме, иерей Игорь Бачинин — основатель Общества «Трезвение» в г. Екатеринбург, он же и председатель Всероссийского общества Трезвение, протоиерей Георгий Балакин, представитель общества на Алтае, Валерий Доронкин, координатор по трезвеннической работе в Синодальном отделе по благотворительности РПЦ, диакон Иоанн Клименко, протоиерей Григорий Григорьев, Ленинградская области. Всего более 10 священнослужителей.
Священник Илья Шугаев
Одной из книг, которая стала буквально культовой в данной среде, можно назвать книгу священника Ильи Шугаева «Один раз и на всю жизнь» о семье и браке для молодых людей. В общем, ничего особенно нового в ней нет, кроме того, что автор включил в нее не понятно зачем главу о телегонии (2) (псевдонаучная теория о «целомудрии»), что возможно и стало ее пропуском к большой аудитории. Несмотря на запрет Издательского совета РПЦ выпускать православную литературу с упоминанием телегонии, книга выдержала более 7 изданий, помимо тысяч скачиваний в интернете, аудио-видео версий, и до сих пор в определенных кругах ее рекомендуют новоначальным и неверующим, знакомящимся с учением Церкви (3).
Учение о телегонии активно распространяют в первую очередь оккультисты для оправдания своих претензий на обладание тайными научными знаниями (гноститизм). По свидетельству читателей, абсурдные антинаучные постулаты учения в книге священника у многих вызвало смущение, а некоторые приняли это за учение, одобренное Церковью. Также хорошо расходятся другие книги священника об алкогольной зависимости, о целомудрии, о семье, особенно в среде данного движения.
Шугаев является последовательным апологетом самого Жданова и его учения.
Он называет совсем небольшим перегибом его утверждения о том, что алкоголь — всегда яд и что не существует безопасной дозы алкоголя. Он, конечно, открыто не приемлет его учения о том, что Христос на Тайной вечере причащал соком. Но при этом выдвигает свою теорию о том, что в Библии под вином в положительном смысле подразумевается только разбавленное вино и сок, от которого невозможно опьянеть (4). При этом приводится около 10 еврейских слов, которые употребляются в значении вина разного алкогольного содержания в Ветхом Завете. Ной и Лот упивались вином алкогольным, а вот во время Тайной вечери и в Кане Галилейской было либо вино разбавленное, либо некое подобие сока.
Протоиерей Игорь Бачинин
Отец Игорь предлагает, так же, как и многие другие «целители» движения, пройти пошаговую систему излечения от алкоголизма, табакокурения и других зависимостей по системе Шичко (5). От чего лечить для данной методики не имеет значения, также не имеет значение и вера Бога, поскольку основным, по словам священника, является вера в себя и в успех. Этот экспресс-курс состоит из 10 уроков, после которого принимается обет трезвости по определенному чину. Перед курсами дается такая установка: «да, он помогает и подходит всем, да за 10 дней вы избавитесь от алкогольной зависимости». Сразу говорится, что, если курс вам не помог – значит вы плохо старались и не прикладывали усилий. То есть курс помогает всем, но, если не помог – виноваты сами. Не предполагается никакой медицинской терапии, работы со специалистами наркологами, психиатрами, равно как и длительной духовной работы, которые необходимы при борьбе с серьезными зависимостями. При этом курсы предлагаются всем, независимо от тяжести заболевания, с обязательным принятием обета трезвости после «излечения» (6).
«Целительные» лекции Бачинина с использованием НЛП активно продвигаются на ресурсах КОБ (КПЕ) наряду с А.В. Трехлебовым, К.П. Петровым, В.Г. Ждановым и другими известными деятелями (7).
Диакон Иоанн Клименко
В работе движения активное участие принимает диакон Иоанн Клименко, активный пропагандист учения о трезвости Жданова, член Союза за народную трезвость с 2006 г..(8) Еще до принятия сана активно гастролировал по России с лекциями о вреде алкоголя по системе Жданова (9). Сегодня служит в Марфо-Мариинской обители, состоит в обоих движениях, его мать Татьяна Клименко также является пресс-секретарем обоих движений и активно пропагандирует движение «ждановцев».
Организует отделения общества в епархиях и реабилитационные трудовые лагеря по системе Шичко. Последователи Шичко широко применяют такие приемы как самогипноз, самовнушение, внушение наяву, НЛП и прочие, которые обыкновенно практикуются деструктивными культами и представляют собой серьезную опасность для психики человека и его духовного состояния.
Диакон на площадке интернет-сайта pravzhizn (10), который организовал виртуальное братство трезвости, которое предлагает родственникам привести своих больными алкоголизмом родных в реабилитационный лагерь при Храме Святителя Николая Чудотворца в Братстве трезвости Дмитровский район, село Озерецкое. Предлагается пройти курс из 4 шагов к выздоровлению: 1) вебинары Клименко, 2) молитва по соглашению, 3) реабилитация в лагере при храме (трудотерапия на благо центра, ведение дневника, посещение церковных служб, чтение литературы), 4) принятие обета трезвости. Все это, безусловно, за энные пожертвования от родственников.
Обеты трезвости
Многие специалисты и духовники считают подобные обеты вредной практикой, особенно когда его принимают в обязательном порядке (11).
Чтобы принять обет, человек должен быть к этому духовно готов. Далеко не всегда получается избавиться от конкретного греха. Даже после длительной внутренней работы удается ослабить серьезную страсть, и лишь иногда избавиться от нее. Все эксперты согласны в том, что алкоголизм – болезнь, требующая долгого лечения: и духовного, и медикаментозного. И тем более людям, страдающим этой болезнью, только начинающим воцерковляться, очень сложно выдержать обет.
После срыва болящие чувствуют огромную вину перед Богом, у многих осложняются отношения с Церковью, люди впадают в еще большее уныние, и вывести людей из такого глубокого отчаяния очень сложно.
Общее дело
Конечно же, значительное влияние на легализацию ждановцев и проникновение их учения в Церковь сыграло участие лжепрофессора Владимира Жданова в проекте «Общее дело» и конгресс Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, прошедший в феврале 2012 г. в котором сопредседателями выступили архимандрит Тихон Шевкунов и Владимир Жданов. Безусловно, очень хорошее и правильное начинание владыки Тихона, но, судя по всему, у Церкви не оказалось ресурсов для его полноценной реализации и дальнейшего продвижения. Архимандрит Тихон вышел из этого проекта несколько лет назад и не имеет на данный момент к нему никакого отношения. Сегодня это уже совсем другой проект – «ждановцы» и другие деструктивные элементы встали под знамена «Общее дело» практически как собственного, и используют этот брэнд как символ единства с Церковью.
Ждановцы и их соратники из «Трезвения» активно проводят тренинги и лекции на приходах Москвы. К примеру, вице-президент международной лже-академии трезвости Виктор Кривоногов проводил лекции в храме Живоначальной Троицы в Кожевниках. Там же ведет курсы трезвости и Иоанн Клименко. Также СБНТ и братство «Трезвение» активно участвуют и проводят мероприятия в рамках ежегодных Рождественских чтений.
Один из примеров трезвеннического семинара, объявленного братством «Трезвение» как мероприятие в рамках Рождественских чтений 2017:
Опасность псевдо-трезвеннических методик в Церкви
«Ждановцы» и недобросовестные православные трезвенники имеют признаки, схожие скорее с коммерческими культами, а не с реальными реабилитационными программами, направленными на помощь больным.
Наблюдается слияние Союза борьбы за народную трезвости и православного братства «Трезвение», занимающего сегодня лидирующие позиции в общем православном трезвенническом движении. Также есть сведения, что изначально это было одно движение, которое в дальнейшем разделилось. Оба движения активно пропагандируют опасную для психического здоровья граждан систему Шичко от лица Церкви, в которой используются стандартные приемы сект и психокультов – НЛП, самогипноз и другие методы, не имеющие основ в Предании Церкви.
Фактически активисты трезвенничества, не имея никакой квалификации и руководствуясь лишь сомнительными методичками, безответственно занимаются терапией серьезно больных людей. Сам обряд «исцеления», как правило, облекается в церковный, религиозный чин, но несет сугубо терапевтический смысл, не имеющий отношения к православной традиции. Священник, проводя занятия в церкви, и предлагая принять обет трезвости на амвоне с целованием креста, просто «кодирует» болящего от преступления клятвы «трезвости», что само по себе профанирует понятие церковного чинопоследования, церковной жизни (12). Нетрадиционное толкование библейских текстов, и самого таинства Причастия (утверждается, что в Евхаристии алкоголь из вина исчезает) также уводит невоцерковленных людей от православной церковной традиции.
Участие в подобных псевдо-трезвеннических движениях отворачивает многих людей от Церкви. Жертвы данных методик нуждаются нередко в дополнительной реабилитации после прохождения подобных целительных курсов. После того как люди, даже не страдающие зависимостью, проходят курсы трезвенничества, не редки случаи ухода из семьи, появления неприязни к Церкви, нарушение психического здоровья, ослабления критического мышления, появление навязчивых идей и другие тревожные симптомы. Этого не скрывают и сами «целители», но оправдывают это тем, что люди «встают на путь трезвенничества».
Также стоит отметить, что в движении приняты определенные элементы конспирации: используемые методики и подробное описание способов излечения не раскрываются, описываются крайне скупо, в общий доступ выкладывается только общая информация.
Существование данного псевдонаучного движения в Церкви, противоречащего духу Православия и Преданию Русской Церкви должны привлечь внимание профильных синодальных комиссий и получить должную оценку священноначалия в виду особо широкого распространения и возможной опасности, в том числе, для единства Церкви.
Источники:
1 — https://iriney.ru/iskazhenie-pravoslaviya-i-okolopravoslavnyie-sektyi/obshhee/okkultno-sektantskij-xarakter-antialkogolnogo-ucheniya-v.-g.-zhdanova.html
2 — https://predanie.ru/svyashennik-ilya-shugaev/book/216357-odin-raz-na-vsyu-zhizn-besedy-so-starsheklassnikami-o-brake-seme-detyah/
3 — — https://www.patriarchia.ru/db/text/539948.html https://www.ansobor.ru/news.php?news_id=859
4 — https://www.youtube.com/watch?v=cLj9bTdrMxI
5 — https://trezvenie.org/new/library/
%D0%90%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%20%D0%B2%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5.pdf
6 — https://www.youtube.com/watch?v=kMISlpzy5D4
7 — https://pravdu.ru/lessons/bachinin/
8 — https://trezvenie.org/news/full/&id=11120
9 — https://www.youtube.com/watch?v=8QuPQh7W8jE
10 — https://pravzhizn.ru/trezvost
11 — https://www.miloserdie.ru/article/obet-trezvosti-za-i-protiv/
12 — https://sfera-med.ru/lechenie-alkogolizma-gipnozom-eriksonovskiy-gipnoz-autogennaya-trenirovka-kodirovanie/