«Нужно взять вещи, которые пахнут мамой…» | Новосибирские ювенальщики разработали инструкцию по изъятию младенцев

razluchenie14 июня в ходе заседания рабочей группы по проведению анализа практики изъятий несовершеннолетних из семьи в Новосибирской области родительской общественности удалось не пропустить лоббируемые технологии по экстренному изъятию детей из семьи.

Общественники Новосибирска не допустили принятие «Алгоритма экстренного изъятия детей», который предполагал бесцеремонное вторжение в жилище семей и изъятие детей в течение двух часов после любого поступившего «сигнала». Попытка продавить примитивную схему взаимодействия заинтересованных ведомств провалилась, однако это была лишь «проба пера».

Вслед за ней Минсоцразвития Новосибирской области предложило уже более проработанное и опасное «Положение о порядке отобрания ребенка», представило новые критерии отобрания детей, рекомендации специалистам, участвующим в отобрании детей, и отдельные инструкции для разлучение младенцев с матерью.

В качестве критериев приводятся четкие рекомендации по разлучению детей с матерью, как себя вести, что говорить, как улыбаться. Среди параметров выявления угрозы для безопасности ребенка присутствуют определения, явно не относящиеся к угрозе ребенку, и факты, не противоречащие законодательству: «низкое развитие навыков самообслуживания, не соответствующее возрасту ребенка»; «следы от удара ремнем»; «отсутствие продуктов питания»; «аварийность жилья» и т.п.

Рассмотрим более подробно представленные инструкции.

— Положение настаивает на том, что оно разработано в соответствии со статьей 77 СК РФ, однако по ходу документа все время делается ссылка на некое распоряжении Органа опеки, согласно которому якобы может быть изъят ребенок из семьи при наличии опасности. Так в п. 1.2 «Положения» говорится, что «отобрание ребенка из семьи осуществляется на основании распоряжения органа опеки».

В самой же статье 77 мы читаем: «Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования». Ни о каких «распоряжениях органов опеки» тут речи нет и не может быть».
Решние об отобрании носит административный характер.

— Наличие признаков применения психического и физического насилия к ребенку или угроза их применения в п. 1.3. – крайне абстрактное описание опасности, которая грозит ребенку. Законные методы воспитания – «шлепки», крики, «поставить в угол» это насилие? Где об этом говорится в законодательстве? Понятия совершенно не раскрыты, потому трактоваться могут широко. По таким критериям отбирать детей можно у любых родителей.

— Делаются ссылки на наличие неких «иных обстоятельств, создающих угрозу жизни», что также недопустимо, поскольку под них можно подвести все что угодно – в данном случае необходимы конкретные критерии.

— При выезде и попытке зайти в жилище сначала сотрудники должны представиться, предъявить документы, получить разрешение на проход в жилище от жильцов. Иначе это будет вторжение и жильцы вынуждены будут вызвать полицию. Это нигде не отмечается в Положении.
— «обследование условий проживания ребенка, состояния его здоровья; выявление причин и условий, создающих угрозу жизни и здоровью ребенка» — здесь необходимо добавить: «или отсутствие таковых».

— Совершенно не правомерно помещение ребенка в медицинское учреждение без волеизъявления родителей, без вступившего в силу решения суда, без осмотра и заключения врача или медкомиссии, и постановки диагноза, требующего немедленной госпитализации.

— Акт составленный по результатам осмотра комиссии должен быть представлен для ознакомления родителям на месте и должно быть разрешено снятие копии акта путем фотофиксации.

— В п. 2.3. опять делается ссылка на решение некой комиссии об отобрании ребенка и игнорирование волеизъявления родителей. Стоит указать каким законодательным актом данная комиссия приравнивается к органу исполнительной власти?! Ст. 77 СК РФ, о которой громко говорится в первых пунктах Положения, предписывает обязательное наличие согласия главы муниципального образования.

— п. 2.6. — Определение жизнеустройства ребенка определяют его родители, а не комиссии и не органы. Изъятие ребенка из семьи помимо воли родителей, согласно действующего в РФ законодательства, возможно только на основании распоряжения главы муниципального органа, а не на основании совещания между собой каких-либо ведомств.

— В п. 2.8. необходимо подчеркнуть ответственность лиц, сообщивших о вероятной угрозе ребенку. И о мерах ответственности за ложное сообщение или предоставление заведомо ложной информации в корыстных целях. Обязательно проведение проверки в отношении лиц, сообщивших об угрозе, установление личности, запись телефонного разговора либо письменное заявление из учреждений. Обратная ситуация, когда будут приниматься меры в отношении семьи на основании анонимных сообщений либо неизвестного происхождения предположений, неизбежно породит преступную практику и разгул коррупции в сфере попечительства и надзора за детьми, направомерное вмешательство в дела семьи!

— Из п. 2.9 не ясно кто издает правовой акт об отобрании, в какой срок. Откуда взялся срок в 7 дней, на каком основании родители лишаются своих прав, а дети должны быть фактически в заключении, в дали от родителей? Кто несет ответственность за непоправимый моральный вред, причиненный невиновным детям в случаях, если отобрание признается судом неправомерным, а угроза надуманной? Здесь должен быть установлен срок не более 1 дня. И об этом должны позаботиться прежде всего представители, защищающие права детей!

— п 3.1. — Если отобрание признается прокуратурой незаконным, ребенок сразу же возвращается в семью.

Комментарии запрещены.