Лженаучная сущность «перинатальной психологии»: Как оккультизм проникает в медицину и Церковь (ч.2) | Юлия Массино

new-ageВ сфере защиты семьи, материнства и детства в последние годы в России активно продвигается псевдонаучная теория в духе нью-эйдж – «перинатальная психология». Проникновение этой чуждой христианству «психологии», к сожалению, достигло сегодня сферы социального служения Церкви и православного сегмента социальной работы в целом. В первой части статьи мы описывали лженаучные постулаты данной эклектической области, перечисляли ее основателей и приводили работы, разоблачающие данную лже-психологию. Здесь пойдет речь о проникновении ее в православный сегмент социальной работы, «пролайф», медицину, о демонизации «нежеланных детей» и православный взгляд на оккультную составляющую направления.

Подобные измышления легли также в основу изобретенной эзотериком Станиславам Грофом «трансперсональной психологии» и «холотропного дыхания» — метода псевдонаучной (альтернативной) психотерапии, приводящего к изменению сознания наподобие эффектов ЛСД.

Вот как сам Гроф описывает метод холотропного дыхания в книге grof«Психология будущего»:
«В холотропном переживании иногда можно встретиться с неким существом, которое, кажется, выказывает заинтересованность в установлении с вами личных взаимоотношений и берёт на себя роль вашего учителя, проводника… Происходит это либо путём прорицаний в состоянии транса, либо… посредством записи телепатически получаемых мыслей… Переживания, связанные с установлением подобного канала, могут ввергать индивида в серьёзный психологический и духовный кризис. Одна из причин этого заключается в том, что вовлечённый может истолковать переживание как указание на начинающееся помешательство. Это особенно вероятно, если подобная связь заключается в слышании голосов — хорошо известном симптоме параноидной шизофрении…»

Как точно сказал известный психолог Сергей Степанов, доцент МГППУ, — это «фэнтэзи от науки», ибо «науки в них просто нет». «В котле грофовского мировоззрения варятся кундалини-йога, даосизм, суфизм, шаманизм, сомнительные школы современных гуру, даже дианетика Р. Хаббарда…», а практики представляют собой опасные для психического и физического здоровья эксперименты над людьми.

Что касается дианетики (саентологии), то сам Гроф в своей книге «За пределами мозга» не без гордости особо подчеркивает связь своих измышлений с «замечательными идеями Хаббарда»:
С точки же зрения Православия концепции и практики Грофа характеризуются следующим образом:
«…Метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной психотехникой ярко выраженного оккультного содержания. Для православного христианина такой метод психотерапии неприемлем и недопустим.
… Методологической основой и базовым понятием является введение человека в изменённые состояния сознания, но само это понятие является неправославным. Оно связано с состоянием, возникающим в процессе моделирования изменённого сознания (ЛСД-терапии и холотропного дыхания), которое носит явно оккультный характер.

Апостол Павел пишет: Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим 4:3–4).

На основании вышесказанного ясно: метод холотропного дыхания является опасной практикой трансперсональной психологии, ведущей к прельщению человека, нарушению его духовного и психического здоровья, удаляющей его от различения духовных состояний и повреждающей (омрачающей) сознание». (Иеромонах Максим (Попов). «Холотропное дыхание — практика поражения души и сознания человека» Альманах “Альфа и Омега”, № 52, 2008

Несмотря на явно антихристианский характер данного учения, мы находим его адептов и в православной среде, на мероприятиях, в которых активное участие принимают верующие люди и священники.

Например, сходные идеи звучали в 2015 г. даже на фестивале «За жизнь» — в докладе Григория Брехмана, перинатального психолога из Израиля, иммигрировавшего из России в начале 90-х. Он был первым председателем созданной в 1998 г. Российской ассоциации перинатальной психологии и медицины. Кроме извращенных фантазий Грофа, в докладе Брехмана в ход шли и лженаучные идеи так называемой «волновой генетики» Петра Гаряева, давно обличенные научным сообществом за их шарлатанский характер.

brehmanЕго доклад (с восхвалением «столпов» перинатальной психологией – оккультистов Грофа, Чемберлена и др.) приведен и в сборнике по материалам конференции. Также в сборнике имеет место пропаганда опасных идей относительно внематочной беременности: якобы сохранение этой беременности возможно не как счастливая и редкая случайность, а «метод лечения». Эти идеи продвигаются адептами ряда евангелических организаций в США, вовлеченных в движение «пролайф».

На фестиваль Брехман был приглашен организаторами мероприятия (руководителями нижегородского «АНО Фестивали за жизнь» С. Чесноковым и В. Потихой) в качестве почетного докладчика.

Возможно, неразборчивые организаторы посчитали, что фантазии перинатальной психологии можно использовать как «довод» против абортов. Но такая всеядность с поисками доводов в биоэтике приводит только к противоположным результатам, что собственно и подтвердил доклад Брехмана.

Демонизация «нежеланных детей» в его докладе фактически есть подведение псевдонаучной «базы» под оправдание абортов. Не говоря уже о том, что цель не оправдывает средства. И борьба с распространением абортов не оправдывает пропаганду псевдонауки и оккультизма (в виде основанных на них ложных «доказательств»). Впрочем, вероятно организаторы фестиваля сами не понимали различия между достоверными научными знаниями и — верованиями нью-эйдж типа квантового мистицизма, выдаваемыми за «новые научные парадигмы».

Обращает на себя внимание тот факт, что оккультные концепции перинатальной психологии получают поддержку директора НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта в Петербурге, академика РАМН Э.К. Айламазяна. Он, в частности, известен, как поборник продвижения в России направленных на аборт массовых программ пренатальной диагностики. Идеология этих программ ярко выражена, например, в следующих типичных цитатах из руководства «Пренатальная диагностика врожденных и наследственных болезней» (2006), подготовленного под редакцией Э.К. Айламазяна:

«… За 18 лет… НИИ АГ… удалось предотвратить рождение 100 детей с болезнью Дауна… Содержание одного ребенка с болезнью Дауна обходится государству не менее 150 тыс. руб. в год, при средней продолжительности жизни такого больного 26 лет. Таким образом… государству было сэкономлено свыше 3999 млн. руб. …». «Как в случае хромосомных… болезней, так и в случае врожденных пороков… рекомендуется прерывание беременности. Пренатальная диагностика – одна из самых рентабельных областей медицины!».

Верования перинатальной психологии видимо чем-то привлекают Айламазяна, в общем типичного представителя биотехнократии. Летом 2017 г. он даже наградил Брехмана почетной грамотой с грифом НИИ им. Д.О. Отта.

Айламазян, подобно Брехману, демонизирует «нежеланных детей», прибегая к нью-эйджевской лженауке. В 2016 г. Айламазян на пятом форуме Всероссийской программы «Святость материнства» обращался к неким туманным категориям типа «биополей», «информационных связей через взаимопроникающие биологические волны» и т.п. С помощью такой «эзотерики» Айламазян пытался обосновать страшилки о якобы тяжелых «психических нарушениях», «криминальных наклонностях» и т.п. у детей, рожденных от «нежеланных беременностей«. И таким способом придумать новое оправдание абортов по желанию женщин.

Таким образом, в настоящее время эклектичная перинатальная психология распространяется в России, не встречая критики со стороны профессиональных психологических и медицинских сообществ. Конечно, перинатальная психология — это бизнес. И ведущие адепты перинатальной психологии пытаются продвигать проекты психологического сопровождения, которые бы позволили охватить как можно больше беременных женщин, подменяя собой доказательную семейную психотерапию, научную психологию развития и другие направления. При этом фантастические измышления Грофа о «перинатальных травмах» используются перинатальными психологами в качестве «психологической диагностики» беременных женщин.

Ссылки по теме:

https://orthodoxy.ru/node/1915
https://vk.com/wall-32482446_148088
https://existentia.org/wp-content/uploads/2013/11/Dobryakov-I.V.-Perinatalnaya-psihologiya.pdf

Лекция по перинатальной психологии (конспект)


https://vk.com/wall-32482446_148088; https://yuliamass.livejournal.com/215962.html
https://nenadoada.ru/politika_i_vera/festivali_za_zhizn_ne_pravoslavie_a_nyu_eydzh/
https://www.biophys.ru/archive/bulletin/vzn_03_p62.pdf
https://childmyths.blogspot.ru/2015/03/the-primal-wound-and-trojan-horse-in.html
or-sun.ru/prenatalnaya-i-perinatalnaya-psixologiya/

Юлия Массино, к.б.н

Первая часть статьи «Лженаучная сущность «перинатальной психологии»: Как оккультизм проникает в медицину и Церковь«

Комментарии запрещены.