В Дубне православному катехизатору запретили вести лекции в школах по жалобе «доул» — нью-эйджеров

doulas

Мы не раз писали о том, что в сфере семьи, материнства и детства, помощи беременным плотно обосновались поклонники движения «Нью-эйдж», семейные центры с эзотерческими практиками, «духовные» повитухи, не имеющие образования, но выступающие с псевдонаучными опасными учениями, оккультисты и шарлатаны разных мастей, просвещающие о единственно правильных способах родов, вскармливания, пеленания, обучающие психологии воспитания детей, согласно высшим неведомым законам космических сфер.


Оккультное сознание глубоко проникло в сознание общества: то, что еще недавно воспринималось как средневековая дикость — сегодня исповедуется, порой неосознанно, тысячами родителей.

«Перинатальные психологи», «доулы», «консультанты методов распознавания плодности», т.н. «ответственные родители» и «экологические семьи», «целители от бесплодия», темы уже знакомые многим родителям, представляют по сути не что иное как новый вид ведовства. Попав под лукавые проповеди шарлатанов, целые семьи, в том числе православные, начинают исповедовать лжеучения на уровне религии, яростно защищая научно недоказумые постулаты.

Скрытые или явные поклонники оккультных и неоязыческих учений, естественники, уже открыто и нагло вторгаются в общественную жизнь, в медицину и Церковь, диктуя свои правила и угрожая несогласным.

Так случилась и с православным педагогом Мариной Третьяковой из г. Дубны Московской области, которой не посчастливилось, среди прочих школьников, прочесть лекцию сыну «доулы» о христианских семейных ценностях и вреде абортов — сфере, которую нью-эйджеры многие годы активно пытаются монополизировать, активно выпихивая от туда православных.

«Когда я изучала историю Церкви, в ней были эпохи, которые запомнились наиболее ярко. Например, период нероновских гонений, когда христиан ложно обвинили в поджоге Рима и нашли повод для казни, а также — советский период, когда изощренно формировался образ верующего как безграмотного ограниченного человека, ничего не смыслящего в науке. Клевета на христиан — рабочий метод для их притеснения в мире.
Никогда не думала, что это коснется лично меня по нескольким причинам.
Во-первых, времена сейчас не те, большая часть населения России, согласно опросам, соотносит себя, так или иначе, с Православием.
Во-вторых, Господь дал возможность получить два очень хороших образования: в области биологии и теологии.

В-третьих, никогда не относила себя к числу хоть сколько-нибудь деятельных христиан, опасных для современного общества. Тихо работала с детьми, рассказывала о любви, о нравственности, об опасности некоторых грехов, свойственных молодежному возрасту. В общем, никого в Церковь не тащила и не заманивала. Более того, за работу получала небольшую зарплату, оправдывая себя библейскими словами «трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10, 10). Стало быть, небезвозмездный труд мой, не должен мешать и врагу рода человеческого.

Однако получилось иначе…
Я работала катехизатором в Дубненско-Талдомском благочинии Московской области, проводила лекции о семейных ценностях и вреде абортов в школах, среди учеников старших классов. Однажды раздался телефонный звонок и меня пригласили в Управление народного образования г. Дубна (название этого подразделения администрации города сохранилось с советских времен) и потребовали прекратить выступать перед школьниками.

Мне сообщили, что на меня поступила жалоба следующего содержания:

«В середине февраля 2018 в гимназию № 8 г. Дубна приходила с лекцией о семейных ценностях катехизатор, православный педагог Третьякова Марина Владимировна. Мой сын учится в 9 классе. Сына, его одноклассников и других учеников (полагаю, что 10-11 классы) собрали в актовом зале для прослушивания лекции о семейных ценностях. Я, как родитель, не была поставлена в известность о проведении этой лекции для моего сына. Впоследствии я поинтересовалась у классной руководительницы сына, что это была за лекция и кто ее проводил. Она ответила, что проведение подобной лекции было согласовано с Управлением народного образования для всех школ города. В беседе с сыном выяснилось, что Марина Владимировна провела психологически тяжелую беседу о вреде подросткового секса, неэфективности контрацепции, недопустимости абортов, проповедовала воздержание до брака, употребляя при этом религиозную аргументацию и антинаучные домыслы. Я заявляю, что Марина Владимировна Третьякова от лица религиозной организации (она является катехизатором Дубненско-Талдомского благочиния Московской (областной) епархии) в светском государственном образовательном учреждении распространяет антинаучные факты, вредит психологическому состоянию учащихся, не принадлежащих к православной конфессии, которые вынуждены слушать ее без запроса с их стороны…».

Поскольку между благочинием и Управлением народного образования был заключен договор о сотрудничестве, то моя деятельность происходила в рамках действующего законодательства. Министерство образования Московской области разъяснило, что образовательная организация сама решает, кого приглашать с лекциями: «Мероприятия, являющиеся частью воспитательного процесса, осуществляются в соответствии с планом воспитательной работы образовательной организации, разработанного и утвержденного ее руководителем». Однако на основании жалобы всего одной родительницы сотрудники Управления образования запретили мою деятельность во всех школах города. Не были учтены мнения директоров школ, благодаривших за работу по духовно-нравственному просвещению школьников, педагогов, самих подростков, прослушавших лекции, которых на тот момент было более 7000 чел.

Находясь в недоумении, я сделала запрос в центр св. Иринея Лионского с просьбой ответить, есть ли у них какая-либо информация о женщине, которая подала на меня жалобу. Ответ поступил от кандидата биологический наук Соколовой Нины Александровны, которая сообщила, что Ушанкова является доулой – сопровождающей при домашних родах, а также активисткой нью-эйджевского движения.

В подтверждение необычной специальности у женщины имеется сертификат, полученный при прохождении четырехмесячных курсов в автономной некоммерческой организации «Институт перинатальной помощи», учрежденной Екатериной Штехман, домашней акушеркой, о медицинском образовании которой какая-либо общедоступная информация отсутствует. Курсы проходят в онлайн-режиме, обучают сопровождению родов людей без медицинского образования.

Основное занятие доул — эмоциональная поддержка рожениц, но нередко это сопровождается эзотерическим учением и ненаучными подходами. Доулы зачастую применяют методы, не имеющие клинического подтверждения. В качестве «услуг» они предлагают методы из арсенала альтернативной (псевдонаучной) медицины эзотерического направления «Нью-эйдж», например, послеродовое пеленание, или метод, якобы, позволяющий изменить положение ребенка в матке, если он разместился вниз ножками. Пропагандируют домашние роды, поедание плаценты и другие, крайне спорные ненаучные явления.

Конечно, у меня возник вопрос, почему управление народного образования города, не смотря на наличие у меня педагогического образования, удостоверения высокого качества преподаваемой образовательной программы, дипломов конкурсов, послушало последовательницу эзотерических направлений, а не обратило внимание на позицию Нижегородского института развития образования, сертифицировавшего мою программу.

Так как время продолжало течь, лекции были приостановлены, и я оставалась без работы, поэтому я решила выйти в суд с целью исследования всех сторон дела, позиции заявительницы Марии Ушанковой, защиты своей чести, достоинства и деловой репутации.

Прямым основанием для подачи искового заявления о защите чести и достоинства послужили следующие слова родительницы: «…я заявляю, что Марина Владимировна от лица религиозной организации в светском учебном заведении распространяет антинаучные факты, вредит психологическому состоянию учащихся…». Мы посчитали, что данные слова являются порочащими, так как содержат утверждение о нарушении мной действующего законодательства, выраженное в нарушении установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию – то есть, утверждение о совершении мной серьезного административного правонарушения.

После подачи искового заявления на нас в ответ поступили встречные требования о компенсации морального вреда, причиненного школьнику – сыну Ушанковой — моей лекцией, где заявительница продолжала утверждать, что лекция причиняет вред здоровью. В качестве подтверждения позиции было представлено заключение психолога, согласно которому «для учащихся подросткового возраста вышеуказанное мероприятие (моя лекция) явилось дезинформирующим, отрицательно влияющим на его эмоциональное развитие, развитие интимно-личностных отношений, отношение к женскому полу».

Нас смущало, что представленное оппонентами заключение было составлено без указания на применяемые методики исследования, список использованной литературы, а также то, что у психолога с заявительницей были давние дружеские отношения, и сын ответчицы наблюдался у неё с 11-летнего возраста. Чтобы понять, действительно, ли лекция причинила вред здоровью мальчика, мы предложили второй стороне пройти комплексную психолого-психиатрическую экспертизу в отношении сына, с готовностью её частичной оплаты. Однако Мария Ушанкова отказалась.
Процесс длился примерно 5 месяцев, мои интересы представляли юрист Солдатов Г.Б. и лингвист-психолог Троицкая Т.В., интересы ответчицы – юрист Артемова М.М., лингвист Левонтина И.Б., в качестве третьих лиц были привлечены представитель школы, где проходила лекция, представитель управления народного образования города и представитель местного прихода. В рамках дела были допрошены одиннадцать свидетелей, в том числе директор одной из школ города, где также проходила лекция о важности традиционных нравственных ценностей, учителя и ученики школ города. Мнения свидетелей были разные, старшее поколение, в основном, одобряло проведение лекции о важности семейных ценностей, сохранении целомудрия до брака, негативном влиянии абортов на организм женщины и отношения людей, сегодняшние и вчерашние школьники говорили, что ничего нового, в целом, в лекции не почерпнули, на жизнь это сильно не повлияло, информация противоречивая.

Особые усилия оппонентов были направлены на доказательство того, что десятисекундный фрагмент операции аборта сам по себе причиняет вред детям, и того, что в лекции мной использованы антинаучные данные. Нашли в сети интервью со мной от 2014-го года, вырвали из контекста тот факт, что девушка на моей лекции упала в обморок после просмотра указанного фрагмента операции, и не упомянули, что девушка была беременна, скрывала свое состояние от учителей, но беременность открылась некоторое время спустя, когда школьница приняла решение – сохранить ребенка после прослушанной лекции.

В подтверждение довода об антинаучности данных в моей лекции ответчики сослались на множество элементов лекции, из которых особенно выделили видеоролик о том, что презерватив пропускает эякулят и ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), и то, что питательные вещества поступают к оплодотворенной яйцеклетке с момента зачатия.
Стоит сразу сказать, что разбираемые на лекции вопросы контрацепции и абортов составляют менее 50 процентов от её общего объёма, основная мысль лекции направлена на формирование у детей важности традиционных семейных отношений, пагубности блудных отношений до брака, необходимости сохранения целомудрия, сущности любви. В качестве примеров приводятся факты из жизни, из фильмов, созданных специально для подростков.

На выпад о ненаучности видеоролика мы привели данные Всемирной организации здравоохранения, согласно которым мужские латексные презервативы имеют 80% или более высокий защитный эффект от сексуальной передачи ВИЧ и других ИППП (то есть, не абсолютный), на довод о том, что питательные вещества к плоду могут поступать только после формирования плаценты, привели данные из учебника биологии для медицинских вузов, опровергающих это заблуждение. Разобрали со ссылками на медицинские источники и ряд других ошибочных доводов оппонентов.

Основная линия защиты противников лекции была основана на том, что указанные слова из жалобы, начинающиеся со слов «…я заявляю…», являются субъективным мнением автора жалобы, но не утверждением, и, следовательно, за трансляцию обычного мнения какой-либо ответственности быть не может. Лингвист-психолог Троицкая Т.В., проведя исследование текста, дала однозначный вывод: «…употребляя языковые конструкции утверждения («я заявляю, что Марина Владимировна утверждает….»), Ушанкова М.Ю. создает ложный образ педагога, очерняя Третьякову, распространяя негативную информацию, направленную на уничижение и умаление ее деловой репутации». Но ведущий сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова Левонтина И.Б. легко смогла увидеть в указанном фрагменте заявления только мнение, апеллируя к тому, что после указанного заявления в тексте имеется фраза «…Поясню, почему я так считаю…», которая является маркером мнения и меняет всё дело в другую сторону.

Суд принял соломоново решение и отказал всем, тем самым развязав руки оппонентам для продолжения привлечения внимания к теме в социальных сетях, обвинений меня в недобросовестном проведении лекций. В связи с полотнами обвинений в интернете, мне стало сложнее устроиться на работу – работодателям легче не связываться, чем тратить время на изучение обстоятельств.

Ушанкова Мария попыталась обжаловать решение суда, но проиграла.
На последнем заседании суда первой инстанции я сказала: «Как человек и христианка я вас прощаю, но вы грубо вмешались в мою профессиональную деятельность, растоптали ее, вот это простить сложно». Верю, что впереди ждёт другое новое и необходимое служение. У меня как у православного педагога много новых идей для программ по работе с детьми, ведь очень важно хотя бы попробовать воплотить в жизнь слова Господа нашего Иисуса Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Поэтому хотелось бы, чтобы люди знали и о второй стороне этого дела». Марина Третьякова

Комментарии запрещены.