«Православный психокульт» — уже реальность? | Знакомьтесь, коучер и миссионер Артем Шарафутдинов

sharaf1

Действующий член миссионерской комиссии епархиального отдела г. Москвы, бывший сотрудник ПСТГУ, а также известный коучер и основатель опасного психокульта под разными вывесками. Кто они современные деятели православной реформации? И почему они свободно действуют под «крышей» Церкви?

Исходя из исторического опыта, необходимо сделать вывод, что  периодические всплески  религиозной реформации есть процесс  естественный и неизбежный. Вопрос  лишь в том, какую форму принимает этот процесс, какими методами и средствами осуществляется. Несомненно, что тенденции эти с особой силой проявляются в эпоху кризисов и политических перемен. В настоящее время, всецело отвечающее этим условиям, наблюдается парадоксальная ситуация — на фоне кризиса традиционных религий роль религиозного фактора в экономической, общественной и политической сферах очевидным образом возрастает.

Команды, пытающиеся доминировать в этих сферах, пытаются использовать религиозный фактор в своих интересах, адаптировать его  и соответственно, реформировать. Кроме того, играет роль либеральный фактор (в неполитическом аспекте).

Как мы знаем,  так называемое либеральное  богословие получает развитие  еще в 19 веке в протестантском мире — отвергает «догматизм» и опирается на «религиозное чувство» (пиетизм). Оно оказало влияние и на Католичество в виде модернистского движения, квалифицированного в начале XX века Ватиканом как «синтез всех ересей».

«Либеральные тенденции» в русском Православии — как в прошлом, так и в настоящем — требуют специального изучения. Хочется подчеркнуть, что либерализм, это почва  для реформации, но не неизбежная предпосылка.

Говоря о неореформации, важно учитывать ее цели и в особенности — инструментарий.  В настоящее время главным инструментом  неореформации становится психокульт.

Напомним, под психокультом специалисты понимают организацию, формы влияния которой на людей близки к сектантским и в основе своей имеющей психотренинг.

Были  времена, когда каждый возникающий психокульт привлекал к себе отдельное внимание и попадал под жесткий огонь критики сектоведов. Ныне, вновь и вновь появляющиеся, они просто не подлежат ни систематизации, ни исчислению.

Психокульт как инструмент реформации Церкви  

Слово «коучинг», ставшее донельзя популярным, встречает нас на каждом шагу и проникает во все сферы общественных отношений. И мы не видим опасности, которую таит в себе это зловещее явление. Причина проста. В большинстве своем коучинг – это волна разовых тренингов и контор-однодневок, направленных на быстрый и легкий съем денег с доверчивых простаков. И только маленькая горстка психологов и религиоведов уже второе десятилетие настойчиво пытается быть услышанными: «Коучинг – это опасно! Коучинг – это психокульт».

И раньше, если нам трудно было доказать опасность психокульта и близость его к сектантству в связи с отсутствием  явной религиозной составляющей, то сегодня причин молчать об опасности больше нет. Тренинг взяли на вооружение многие религиозные структуры, в первую очередь те, о которых мы привыкли говорить, как о деструктивных. Это, МОСК (Международное общество сознания Кришны), Союз Сотворцов Святой Руси, Звенящие кедры («Анастасийцы»), Системно-векторная психология (СВП) и другие движения. Но эффективность психокульта настолько велика, что его методы берут на вооружение и другие, более солидные религиозные группы. В первую очередь его оценили в РОСХВЕ. Не миновала эта тенденция и православные  неореформаторские группы.

Мы недаром упомянули рядом  РОСХВЕ и Православную реформацию. В разрезе нашего доклада эти два направления лежат в одной плоскости. Коучинг и Христианство – именно пятидесятники поставили рядом эти два понятия. Работают серьезные программы  и существуют целые центры – Ассоциация христианских коучей, претворяющие эти программы в жизнь. И хотя обозначаются эти центры, как межконфессиональные  и межденоминационные, место работы руководителя – говорит само за себя – Церковь христиан веры евангельской (ЦХВЕ) «Великое Поручение». Что касается Православия, то первым клириком РПЦ, который открыто вошел в богослужебное общение с неохаризматами, стал бывший священник Сергей Журавлев. После лишения сана и отлучения от Церкви в 2002 г. основал собственную псевдоправославную секту неопятидесятнического типа.

Истинной целью неообновленцев является не создание очередной маргинальной секты, а перерождение Русской Церкви изнутри. Именно поэтому уже после создания собственной секты Сергей Журавлев обратился к клирикам РПЦ МП с призывом к развязыванию «партизанской войны» внутри «православных юрисдикций»:

«моя цель – не переманивать л юдей в мою юрисдикцию. Я прошу многих священников оставаться в своем патриархате, будь то Московский, или Киевском Патриархате. Но внутри этой структуры делайте все от вас возможное для ее реформации».

Как мы уже упоминали, лучшим инструментом для реформации является психокульт. Мы рассмотрим деятельность очень характерного  психокульта, выступающего под  разными названиями, но преследующего вполне определенные цели, и попробуем разобрать два его направления.

Шарафутдинов и компания обновленцев 

Поскольку сам психокульт един в двух лицах, нам придется обозначить и двух его лидеров.

Артем Альбертович Шарафутдинов —  Мастер-тренер, коучер международного класса, член правления  международной  ассоциации коучеров с центром в Лондоне (International Coaching and Psychology Association (ICPA);  сертифицированный бизнес-тренер. Соучредитель и ведущий тренер Academy of Business and Consulting (ABC).

sharaf1

Второй лидер — Артем Альбертович Шарафутдинов, выпускник ПСТГУ, заведующий методическим центром ПСТГУ, награжден патриаршим знаком за духовно-нравственное посвящение молодежи и медалью «пастырь добрый», член миссионерской комиссии Московской епархии, наставник Братства православных следопытов, директор православного лагеря «Фавор».

sharaf

И что бы понять, как сочетаются эти два разных человека, нам придется постепенно раскрыть и третий слой, истинный.

Откликнувшись на призыв  Журавлева, уже в 2001 году в православной среде некоторые священнослужители стали проявлять признаки увлечения идеями обновленчества и неопятидесятничества одновременно. Среди них самой яркой фигурой стал известный молодежный миссионер игумен Евмений  (Перистый) из Ивановской епархии, под влиянием которого стал возможен опыт внедрения в православную среду зарубежной миссионерской программы (печально известный «Альфа-Курс»).

Шарафутдинов, его близкий друг и коллега Наталья Пономарева (сотрудник социальной службы храма Покрова в Красном селе) были  слушателями  и ценителями игумена Евмения. После разоблачения  Перистого, Шарафутдинов от «Альфа-курса» демонстративно отошел, и даже выступал с критикой. Пономарева же, помогавшая Перистому в качестве секретаря, своей приверженности к низверженному «гуру» не скрывала и после. Сблизило обоих стремление к переменам и реформам в РПЦ. Случай  реализовать мечту представился уже в 2012 г. Пользуясь положением сотрудников ПСТГУ, Пономарева и Шарафутдинов организуют проект с громким названием «Миссия возможна». Подавалось это все, как епархиальные богословские курсы. Фактически же деятельность сводилась к выездным тренингам на местах с использованием православной атрибутики. Психотехника, судя по отзывам, применялась совершенно однозначно.

На православные сайты посыпались отрицательные отзывы: «О сомнительных методиках на епархиальных миссионерских курсах г. Москвы» ; «Насаждение протестантизма под видом миссионерства» , православные форумы разразились горячими дискуссиями.

До поры спасало покровительство миссионерской комиссии г. Москвы и, к сожалению,  непосредственное участие священника Дмитрия Першина. Именно с этого момента удается отследить участие о. Дмитрия в проектах Шарафутдинова и Пономаревой.

Курсы приобретали все более скандальную репутацию, миссионерский факультет ПСТГУ отказался быть ширмой для подобных «реформ». Вскоре Шарафутдинову и Пономаревой и вовсе пришлось покинуть университет. В это время оба — начинающие коучеры, всецело увлекшиеся психотренингами.

Коучинг в «тылу врага» 

Понимая, что церковная «крыша» может в любой момент «задымиться», Шарафутдинов и Пономарева открывают тренинговый центр «Тринити», где начинают практиковать стандартный набор коучинговых программ-«Деньги+Деньги», «Женщина. Где у нее кнопка?» и т.д. Но их деятельность отнюдь нельзя свести к простому зарабатыванию «легких» денег. Шарафутдинов настойчиво ищет возможность интеграции психотехник в церковную жизнь. В С.-Петербурге священником А. Гавриловым начинает проводится «православный» психотренинг «Преображение». Шарафутдинов тут же идет на контакт и проводит этот тренинг в Москве. К организации привлекаются вожатые из лагеря «Фавор», студенты ПСТГУ.

Его карьера как коучера — на взлете. Расширяются границы проведения тренингов. Устанавливаются контакты с другими коучерами, разрабатываются новые тренинги, растут расценки. «Тринити» – это уже пройденный этап. Можно с уверенностью сказать, что он претендует на одно из лидирующих мест. Небольшой пример. Официально, главенствующее положение в России и ближнем зарубежье на рынке коучинга занимает International Coach & Trainer Association (Международная ассоциация коучеров и тренеров). ICTA была создана в результате тесного сотрудничества и последующего слияния двух Международных Коучинговых Ассоциаций: Международный Союз Коучей (ICU) и международная коучинговая сеть (ICN). 3 октября 2011 в Праге основателями ICN (Мастер-Тренеры Джек и Хелен Макании) и ICU (Мастер Тренер М. Дернаковский) было принято решение объединить усилия по обеспечению высокого профессионального уровня в области коучинга и тренинговых услуг.

Желающий иметь серьезный статус, должен пройти сертификацию в ICTA и получить   членство.

intercoach

Сотрудник  и коллега Шарафутдинова И. Шмелев таковую прошел, Шарафутдинов же, — нет. О причинах можно гадать, предположу, что роль сыграли непомерные амбиции Шарафутдинова, который не хочет быть просто рядовым членом.

Проблема была решена просто, по-Шарафутдиновски. В Англии появляется International Coaching & Psychology Association, директором которой является некто Антон Пономарев, вряд ли являющийся просто однофамильцем Натальи Пономаревой.

«ICPA, Международная Ассоциация Психологов и Коучей – профессиональная ассоциация, объединяющая психологов, коучей, ученых и преподавателей, работающих в области психологии и коучинга из разных стран. Ассоциация занимается стандартизацией и контролем качества обучающих и тренинговых программ, поддерживает своих членов в формировании и соблюдении профессиональных стандартов и этических норм. Сегодня ассоциация включает в себя специалистов из десяти стран».

Ассоциация непонятная, абсолютно темная, никому неизвестная, хотя преподносится, как всемирная, имеющая отделение во многих странах. Сайт производит крайне странное впечатление, хоть и на нескольких языках, но практически не обновляющийся, и мероприятия «всемирной» ассоциации, мягко говоря, заимствованы. Соответственно, изменяется и структура организации. «Тринити» переименовывается в «Академию общения» —  на ней нагрузка активной работы в соцсетях. Рядом, — Академия бизнеса и консалтинга (Academy of Business and Consulting (ABC).  Основная организация теперь «многопрофильный консалтинговый центр ABCoach». Она помпезно именуется официальным представителем  ассоциации ICPA в РФ и странах СНГ. Теперь Артем Альбертович, —  представитель в России крупной международной ассоциации. Красивая схема. Если бы не состав команды, почти идентичный в каждой компании, в ней, правда, можно было бы запутаться.

1shar

Зачем нужна такая конспирация?

Затем, что уже  с 2014 года Шарафутдинов известен  почти  скандально. В его адрес звучит резкая критика людей уважаемых и весомых, в частности, А. Л. Дворкина. Пришлось покинуть ПСТГУ. Летом 2016 г. критика усилилась, и Артем Щарафутдинов вынужден «рубить концы». Сайты и аккаунты прилежно «чистятся». Исчезает всякое упоминание о нашем герое, как руководителе и директоре.

2shar

 

Теперь он кокетливо упоминается, как «ведущий тренер» и  «член правления». Такая тактика «заметания следов» говорит сама за себя. Она говорит о том, что  человеку есть, чего бояться.  И он боится.  Спасает его по-прежнему  членство в Миссионерской комиссии и  покровительство о. Дмитрия Першина.  Что связывает этих людей, — личная дружба, бенефециарные интересы или общность идей, сказать не беремся. Возможно, все вместе.

Нужно сказать, что руководитель Миссионерской  комиссии при Епархиальном совете г. Москвы  порой не скрывает своих, если не реформаторских, то весьма авангардных взглядов:

«Если Церковь не привлечет креативный класс, то у нас будет или лубочная традиция, или нас просто сотрут, как досадную, замшелую, ретроградную и ненужную институцию» (ПравМир).

Но и без о. Дмитрия Шарафутдинова окружает вполне приличная  команда: доктор теологии Александр Шталь (Польша); магистр теологии в области «психологии духовности» доктор Вернер Реган — президент «Европейской Ассоциации Коучинга» (ЕСА) в России и СНГ; Илья Шмелев – ученик коучера Михаила Дернаковского. Команда, которая реализует очень приличные проекты.

3shar

Илья Шмелев и А.Шарафутдинов

Сотрудничество с неопротестантами

С 6 по 11 июня 2016 года на территории Христианского Центра в Раменском проводили программу «Обучение христианскому коучингу». Соработал им Олег Корюков — практикующий пастор и учитель ХВЕ. Проект декларирован как совместный — Ассоциации Христианских Коучей и Психологов и International Coach and Psychology Association (ICPA), той самой ассоциации, где А.  Шарафутдинов «член правления и экспертного совета».

Программа «Христианский коучинг, как служение» шла в Уфе в 2014 г. и слушатели — прихожане церкви «Великое поручение» до сих пор исполнены благодарности А. Шталю.

По настоящему грандиозный проект разворачивается сейчас. Его щедро анонсирует сайт РОСХВЕ.

5shar

Ведущие,- коллеги и соработники Артема Альбертовича Александр Шталь, Илья Шмелев.

И с ними – Евгений Николин — Епископ (РОСХВЕ). Сертифицированный коуч. Тренер. Олег Корюков — Практикующий пастор и коуч.

Пункты программы очень простые:

  • 6sharКоучинг как христианское служение.
  • Библейские основания коучинга.
  • Иисус как коуч.
  • Коучинг и развитие церкви.
  • Коучинг в миссионерской деятельности и пр.

Предвидим резонный вопрос,- среди  преподавателей мы не видим  г-на Шарафутдинова!  Участие его не доказано и факты, возможно, просто притянуты за уши!

Резонный вопрос в ответ. Возможно ли, чтобы лидер, входящий в правление, бизнесмен с жесткой хваткой, стоял в стороне и не участвовал в большом  проекте хотя бы организационно? Зная Шарафутдинова, особенно его страсть к «миссии» и новаторству, поверить в это невозможно. Но даже если абстрагироваться, и поверить, напрашивается другой вопрос:

Допустимо ли, что бы православный миссионер, член комиссии московской епархии, имел общее дело, состоял в одном правлении, в одном экспертном совете с людьми проводящих обучение миссионеров-пятидесятников?  Допустимо ли это с моральной, с профессиональной, служебной точки зрения?

Ответ простой. Это допустимо, если у человека моральная, профессиональная и служебная точка зрения не та, которую мы себе представляем.

Православный ли Шарафутдинов миссионер? 

Приведем пару фактов, которые немного прольют свет на  этот вопрос.  Ассоциация христианских психологов и коучей ставит своей задачей «популяризировать коучинг как универсальный метод, предназначенный для раскрытия призвания и улучшения качества жизни, значимый для развития созидания христианского служения в различных церквях.

7shar8shar

Нам кажется, это тот кусочек пазла, который проясняет общую картину. Почему общую? Потому что по утверждению людей, с этим сталкивающихся практика сближения и подражания отдельных пастырей и сотрудников РПЦ имеет общероссийскую тенденцию.

25 декабря 2016г. Епархиальный церковный суд Красноярской епархии вынес решения о наложении на иерея Петра Анатольевича Боева и диакона Иоанна Иоанновича Логинова канонических прещений в виде их запрета в священнослужении без права ношения священнических одежд сроком на десять лет.

Экс-служители Красноярской епархии практикуют не только тренинги, ими организован психокульт под прикрытием Православия, службы их «Братства Святое дело» во многом копируют собрания харизматов.

9shar

Своего хорошего знакомого Петра Боева Шарафутдинов весьма ценит и лестно отзывается о методе его работы.

Итак, РПЦ для Артема не просто удобная «крыша». Хотя этот факт тоже присутствует. Сейчас его членство в Миссионерской комиссии — реальная гарантия безопасности.

Кроме того, он, действительно, реально, просто помешан на некой миссии. Это слово встречается в его тренингах едва ли не через строчку. Миссия чего? Трансформация Церкви?  Судя по всему, да. И трансформация отдельных ее служителей. В первую очередь, личные и хорошие знакомые. Таких немало, ведь в структуре Православия Артем очень давно.

Артемий Ларионов, недавно отправленный в запрет священнослужитель Уфимской епархии, связан с Артемом не только многолетней личной дружбой, но и миссионерским опытом. Неизбежная трансформация.

10shar

11shar

Артем Ларионов теперь популярный и практикующий в Уфе коучер. Надо ли объяснять, что популярность его во многом обеспечивается бывшим иерейским служением. Для многих наивных людей он все еще священник. Обратите внимание на то, кем подписан, выданный сертификат. Доктор Александр Шталь и доктор Вернер Реген. Те самые коллеги Артема Альбертовича, которые проводят сейчас программу для пятидесятников. Как видимо, «миссия» направлена не только на РОСХВЕ.

Родная Уфа для Артема Шарафутдинова – благодатное поле для деятельности. Здесь на многих магически действует его «высокое положение» в столичной епархии. Из года в год ему благословляется проведение детского лагеря «Фавор».

12shar13shar

По совести добавим. У Шарафутдинова, действительно, педагогический талант, он любим детьми. Но проводится лагерь с неизменными шарафутдиновскими приемами. Лагерь считается в ведении Уфимской епархии, но проводится — в Челябинской. Артем, ни мало не смущаясь, пишет прошение на имя правящего архиерея о благословении на проведение лагеря, указывая место где-нибудь в Башкирии. Просто, ткнув пальцем в карту. Получив искомое благословение, спокойно уезжает в Челябинскую область. Здесь, в малодоступной местности, вне всякого контроля, возможных проверок, без соблюдения норм, требований и оформления документов, Шарафутдинов в течение двух недель является полновластным распорядителем досуга почти ста подростков. Естественно, лагерь для него не может быть вне его «миссии». Есть однозначные свидетельства того, что тренинговые приемы Артем в лагере проводил неоднократно. Некоторые особо преданные вожатые привлекаются в качестве помощников для проведения тренингов. В первую очередь, студенты ПСТГУ.

Упражнение на доверие «Мы тебя поймаем». Практикуется частенько, но максимум с высоты табуретки на сильные мужские руки.

14shar

Здесь мы видим, как проводится упражнение в «Фаворе». Девица падает с высоты выше человеческого роста на руки девочек-подростков. «Ломка страха» по приказу и под бдительным оком тренера. Классический тренинговый прием. 

В Уфимской епархии Шарафутдинов фактически взял под свое влияние епархиальное Братство православных следопытов (БПС), которое из «Преображения» превратилось в «фаворо-преображенское братство».

Более чем удобно, учитывая, что о. Дмитрий Першин, друг и покровитель, — руководитель БПС России. Очень удобно, учитывая, что в Уфимской епархии БПС находится в ведении ОРОиК, а не Молодежного отдела. Есть прямой доступ и к другим проектам. Например, миссионерский сплав (лето 2016г.).

15shar 16shar

Напомним, что оглашение и катехизация как раз в ведомстве ОРОиК. Это ли ни простор для «Миссии»? Ложь для него — простой   способ получить желаемое. Кратчайший путь. Необходимое качество для миссии? Правда, «Миссии», понимаемой очень по-своему.

17shar

В одной лодке с руководителем БПС Уфимской епархии, руководителем Огласительной школы уфимского храма

Вот описание его миссионерского тренинга (весна 2016г.).

«Ешь, молись, люби!» в Армении и Грузии

Описание тренинга: «Медитативная весенняя Армения и Романтическая майская Грузия! Друзья, с 25 апреля по 9 мая мы приглашаем вас в уникальное путешествие на Кавказ. Для всех, кому интересно развитие и самосовершенствование! Для тех, кто хочет обновить чувства и отношения! Для тех, кому не чужды размышления о высоком и серьезном! Тренинг – путешествие от компании Тринити «Ешь, молись, люби!»

Мы поговорим также и о том, как найти свою миссию? О том, что разделяет человека с его миссией, и о том, почему люди предпочитают избегать своей миссии? Что такое Миссия семьи, кто и как ее находит и поддерживает? Почему деньги являются топливом жизненных процессов и как их привлекать. Базовая стоимость участия в тренинге «Ешь, молись, люби!» Романтическая Грузия: 25 500 рулей + стоимость авиабилетов.

В это путешествие мы возьмем с собой самые интересные и «вкусные» мастер-классы. Будем говорить об отношениях – как сделать так, чтобы счастья в них было больше и больше. Будем говорить о том, как продлить любовь на всю жизнь и почему секс в этом играет решающую роль. Сначала мы летим в Армению, это Ереван. Там мы будем двигаться по красивейшим местам, увидим древние монастыри и храмы. Будем любить эту дивную природу, и прекраснейшую древнюю страну, будем искать  свою миссию  и молиться.  Храм Гарни. Храм Гарни – одна из архитектурных и культовых достопримечательностей Армении. Этот древнейший языческий храм посвящен Митре — языческому богу солнца, небесного света и справедливости. Он расположен в 28 км от армянской столицы, возле села Гарни, на треугольном мысе, который возвышается над ущельем реки Азат.

Затем мы переедем в Тбилиси. Грузия – это потрясающие места, прекрасные гостеприимные люди, отличная и недорогая еда, радостное общение с друзьями и приготовленные нами «Вкусные» мастер-классы, самое интересное из тринингов Тринити. Будем радоваться, вкусно есть, набираться ума-разума и отдыхать».

Итак, миссия. Секс, вкусная еда, молитва в языческом храме. В Великий пост. Впрочем, что в пост, что в мясоед деньги остаются деньгами. А именно к этому, в конечном итоге, сводится любая деятельность любого психокульта. И Шарафутдинов в этом отношении не просто не исключение, а иллюстрация. Представители «крупной международной ассоциации» ICPA отличаются от других разве что крупным нахальством и враньем.

Например, приглашение на мастер-класс «Женщина: где у нее кнопка?». Обратим внимание на количество позитивной лексики, которое создает положительный образ как тренера, так и самого тренинга: «харизматичный супер-ведущий», «гармоничные отношения», «счастливая семья», «милые девушки», «вечер с пользой для себя», «отличная компания». Кто клюнет на эту уловку? Во-первых, девушки, мечтающие именно о «счастливой семье», во-вторых, мужчины, причем те, которые не понимают женщин, которых женщины выводят из себя.

Сегодня «ABCoach» вываливает на рынок ошеломительное обещание:

18shar

«Вы будете зарабатывать от 150 тыс. в месяц, вы получите сразу 4 профессии (причем одна из них – клинический психолог), вы получите сертификат международного образца, возможность работать в любой точке мира, международное рекомендательное письмо для трудоустройства в англоязычных странах и странах Евросоюза. И для исполнения этой ошеломляющей программы требуется всего ничего – принести в «ABCoach» от 70 до 91 тыс. рублей.

Обведено рамочкой и бьет по глазам: «Уже через 8 месяцев начала обучения наши выпускники сотрудничают с известными компаниями и выходят на уровень дохода в 100-150 тыс. рублей»

Вся эта наглая ложь имеет под собой одну цель, назовем ее профессионально – вовлечение. Правдой здесь является только одно: вы отдадите этим господам от 70 до 91 тыс. рублей ваших собственных денег.

Итак, первый пласт «миссии» Шарафутдинова, несостоявшегося педагога, несостоявшегося ученого, несостоявшегося пастыря, — это просто нажива на людях в трудный социальный период, отвратительный лохотрон под прикрытием громких фраз. Второй пласт, — судя по всему, то, что православное миссионерство Шарафутдинова фактически свелось к некой тайной миссии неопротестантского типа. Во всей его деятельности не увидеть неопротестантизм может только слепой. Даже название своего любимого проекта «Миссия возможна» взято у громко известного епископа пятидесятников Геннадия Мохненко. Но вы знаете, при всем неоднозначном отношении к Геннадию Мохненко, было бы не плохо, если бы Шарафутдинов подражал ему не только в красивых названиях, а в чем-то конкретном: например, в работе с беспризорниками. Но у Шарафутдинова «миссия возможна» только в красивых словах, показушных проектах и в «рубле бабла» с доверчивых простаков. В отвратительной лжи, которая окружает всю его деятельность.

Итак, Шарафутдинов не просто руководитель психокульта, ловко наживающийся на обмане людей, он вполне четко «заряженный на миссию» неопротестант-проповедник, использующий в своей работе жесткие психотехники. Пребывание такого человека в любой структуре православной епархии, как столичной, так и нестоличной,– это бомба, причем, действия, отнюдь не замедленного.

В.Я. Розенфельд

Комментарии запрещены.