Лженаучная сущность «перинатальной психологии»: Как оккультизм проникает в медицину и Церковь (ч.1) | Юлия Массино

newageВ сфере защиты семьи, материнства и детства в последние годы в России активно продвигается псевдонаучная теория в духе нью-эйдж – «перинатальная психология». Проникновение этой чуждой христианству «психологии», к сожалению, достигло сегодня сферы социального служения Церкви и православного сегмента социальной работы в целом. 

Четкого определения этой области нет.

В книге И.В. Добрякова «Перинатальная психология» приводится несколько определений: «…Г. И. Брехман определял перинатальную психологию как новую область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе и их влияние на всю последующую жизнь личности.

Она призвана выявлять и научно обосновывать тонкие процессы восприятия пренейтом (нерожденным ребенком) информации от матери и окружающего мира, закрепления этой информации в памяти, становления у него психических функций».

«Жаркин полагает, что «перинатальная психология является новым научным направлением в медицине и преследует цель изучения психической жизни плода, ее влияния на формирование личности человека…».

Сам Добреньков определяет перинатальную психологию так:
«Перинатальная психология – это раздел медицинской (клинической) психологии, изучающий значение психических факторов, которые связаны с проблемами зачатия, с развитием осложнений, возникающих во время беременности, родов, раннего послеродового периода; перинатальная психология занимается разработкой психологических профилактических и коррекционных средств воздействия на систему «мать – дитя» («мать – пренейт»)».

Последователи перинатальной психологии претендуют на то, чтобы эта область считалась серьезной научной дисциплиной, близкой к таким направлениям, как современная научная психология развития, клиническая психология и доказательная психотерапия, перинатология и др. Однако в действительности это учение имеет лженаучный характер (не имеющий ничего общего с указанными выше областями научной медицины и психологии).

Согласно постулатам перинатальной психологии, подавленные воспоминания об эмоциональных травмах, полученных во время родов и во внутриутробном периоде через мифические механизмы типа «клеточной памяти», «телепатии» и т.п. — определяют поведение человека. При этом демонизируются «нежеланные дети». Якобы «телепатическое воздействие» негативных мыслей матери на детей от нежеланных беременностей приводит к мифической психологической травме, начиная с самого раннего перинатального периода. И поэтому такие дети становятся преступниками и т.п.

Эти лженаучные идеи никак недоказуемы, в них можно только верить, как в религию, и по существу они являются мифами.

Тем не менее, в России издаются пропагандирующие эти идеи руководства и учебники по перинатальной психологии (для студентов и аспирантов медицинских и психологических вузов, постдипломного профессионального образования и т.п.). Такие идеи популяризируют и на сайтах «родительской культуры» и коммерческих центров подготовки к родам. Ряд частных образовательных учреждений высшего образования охотно продвигают это направление. Перинатальные психологи внедряются в программы по психологическому сопровождению беременных и т.п. Все это происходит с одобрения таких ведомств как Минздрав и Минобразования.

Вместе с тем на Западе, в частности США, откуда к нам пришло это направление, можно видеть резкую критику этих концепций со стороны академических специалистов в области психологии развития — за очевидную связь с лженаукой и оккультизмом нью-эйдж.

Этот вопрос тщательно проанализирован, например, в книге «Альтернативные психотерапии» (2014), автором которой является один из ведущих специалистов в США в области научной психологии развития, проф. Джин Мерсер (Jean Mercer).

Данная книга посвящена критическому анализу псевдонаучных направлений современной психотерапии, в том числе, детской. В частности, в разделах, посвященных обсуждению ключевых концепций перинатальной психологии, разъясняется их кардинальное различие с научной психологией развития.

Распространенные верования в то, что даже очень ранний перинатальный опыт запоминается в деталях и влияет на развитие личности, представлены псевдонаучными и оккультными фантазиями Станислава Грофа, Давида Чэмберлена, Ллойда Демоза, Григория Брехмана и ряда других идеологов перинатальной психологии.

grof

Станислав Гроф

В сочинениях этих теоретиков не редко можно встретить утверждения подобного рода: если мать думала об аборте в самом начале беременности, а потом изменила намерения, то вследствие загадочной «клеточной памяти» (якобы существующей уже у неоплодотворенной яйцеклетки), «телепатической связи» между матерью и эмбрионом и т.п., одно это (мысли матери) уже способно негативно отразиться на психике ребенка.

Все эти нью-эйджевские оккультные измышления не имеют научного основания. Часть из них вообще представляют собой описания болезненных кошмарных видений людей, находящихся под воздействием наркотика ЛСД. Гроф проводил аморальные эксперименты с применением ЛСД на безнадежно больных раком людях, записывая их рассказы о вызванных наркотиком галлюцинациях. Чтобы наглядно продемонстрировать «научную достоверность» этого направления, столь почитаемого в перинатальной психологии, ниже приведены некоторые пассажи из сочинений Грофа на тему так называемых «перинатальных матриц»:

«Индивидуальные матрицы имеют установленные связи с некоторыми типами послеродовых переживаний… Они также сообщаются с архетипами Ужасной богини-матери, Великой богини-матери, ада или небес, с разновидностями расовой, коллективной, кармической памяти, и с филогенетическими переживаниями».

«Особенно замечательно и удивительно точное астрологическое соответствие с эмпирическими сторонами, которое мы наблюдаем в БПМ-III, ибо эта матрица представляет собой необычное сочетание элементов, характерное для завершающего этапа биологического рождения. Сюда относится безжалостный натиск стихийных божественных сил, столкновение титанических энергий, дионисийский экстаз, рождение, секс, смерть-возрождение, уничтожение и скотология… С точки зрения астрологии всё это качества архетипа Плутона«, и т.п, и т.д.

Продолжение читайте во второй части.

Юлия Массино, к.б.н.

Комментарии запрещены.