В ППАЦ обратились представители Родительского комитета Новосибирской области с просьбой составить заключение на предлагаемый к обсуждению и активно лоббируемый всеми заинтересованными ведомствами «Алгоритм межведомственного взаимодействия на территории Новосибирской области по вопросам экстренного изъятия детей из семей…».
14 июня в Новосибирские состоится заседание рабочей группы по проведению анализа практики изъятий несовершеннолетних из семьи в регионе, на котором будет обсуждаться проект Алгоритма, разработанный управлением организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних по Новосибирской области. На заседании будут присутствовать помимо представителей полиции, уполномоченный по делам несовершеннолетних в Новосибирской области Любовь Зябрева, представители Родительского всероссийского сопротивления, Ассоциации родительских комитетов и сообществ, другие должностные лица, а также представители Родительского комитета Новосибирской области. Представители Новосибирской митрополии РПЦ на обсуждение проекта ускоренного вмешательства в дела семьи приглашены не были.
Заключение на «Алгоритм межведомственного взаимодействия на территории Новосибирской области по вопросам выявления и предупреждения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, воспитывающих в биологических и замещающих семьях, а также экстренного изъятия детей из семей в случаях, когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности»
«Считаем применение данного документа невозможным и избыточным, как нарушающего и не учитывающего ряд федеральных и международных правовых норм, а также нарушающего права родителей и детей.
При первом знакомстве с документом, очевидно, что принятие его как межведомственной инструкции для взаимодействия невозможно в виду своей неполноценности. Положения и термины, которые описываются в данной инструкции, не дают полного представления о ходе предстоящих мероприятий в случае нарушения прав ребенка, которые рассматриваются априори в отрыве от естественных прав родителей на воспитание ребенка. Вероятно, предполагается наполнение его дополнительным содержанием и смыслами после процедуры обсуждения и принятия. Действия ведомств описываются в общих чертах и не обосновываются конкретными нормами действующего законодательства РФ.
— Как известно Федеральное законодательство, основываясь на Конституции и нормах международного права, не допускает изъятия детей из семьи без судебного решения, за исключением случаев с наличием непосредственной угрозы жизни и здоровью ребёнка. Случаи угрозы жизни и здоровью ребенка должны быть зафиксированы и подтверждены, согласно ст.77 Семейного кодекса РФ, Актом органа исполнительной власти субъекта РФ либо главы муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 68 СК РФ родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения – поэтому никакие внесудебные решения о помещении в спецучреждения без согласия родителей не возможны, даже если они основываются на совместном решении ряда ведомств (полиции, органов опеки и других).
— Некоторые формулировки Алгоритма вызывают особый интерес. Например, фигурирующие во всех пунктах фразы «на основе полученной информации» и «в течение часа». Что под ними понимается и на какие нормы они опираются не понятно.
Для выезда полиции необходим задокументированный факт обращения: запись телефонограммы, зафиксированное сообщение о происшествии, с которыми в случае судебного разбирательства родители имеют право ознакомиться. Если это звонок в полицию, должна быть запись в книге учета происшествий, о звонках.
По результатам выезда должен быть составлен рапорт по форме. То же самое при поступлении обращения из учреждения здравоохранения или образования. Должен быть четко прописан заявитель, его контактные данные, записана телефонограмма из учреждения, обращение из учреждения должно быть официальным — никакая анонимность в данных случаях недопустима. И в случае необоснованности и нанесения морального вреда гражданин должен иметь возможность обратиться в судебном порядке за компенсацией, заявитель должен нести ответственность.
Обратная ситуация, когда допускается выезд и осмотр квартир по своему произволу при наличии некой «информации», порождает преступные злоупотребления, нарушение прав граждан, необоснованное вторжение в сферу частной жизни и жилище, а также возможность сводить личные счеты и оказывать давление на граждан. Все посещения жилища должны быть зафиксированы на видео и по результатам составлен протокол по форме. Гражданин в праве запросить в органах внутренних дел письмом данные о заявителе после происшествия, устный ответ сотрудники должны дать сразу при просьбе войти в жилище. Если сотрудники полиции приходят домой, то должны объяснить основания приезда до пропуска их в квартиру (п. 1 ч. 5 ст. 15 Закона о полиции). При этом, если речь не идёт о преступлении, – гражданин в праве не пускать полицию и иных должностных лиц в своей жилище.
Помещение ребенка в детское спецучреждение без согласия родителей, согласно т.н. акту о безнадзорности («акт оперативного дежурного территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») также не законно без акта главы органа исполнительной власти. И не может быть поводом для нарушения родительских прав по возврату ребенка от любого лица, а скорее должен стать поводом для расследования о некомпетентности должностных лиц и обращения гражданина с просьбой возмещения морального вреда для себя и пострадавшего от данных действий ребенка.
Непонятно, что предписывает столь экстренное принятие решение о таком радикальной мере как изъятие ребенка из семьи? Учитывая, какой вред может нанести детям поспешное малообоснованное и неправомерное решение об их судьбе не уполномоченных на то органов, – любая спешка в таких делах не допустима!
— Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии со ст. 9 Конвенции о правах ребёнка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года)
Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.
— Алгоритм в представленном виде заключается в упрощении процедуры бесцеремонного и неправового вторжения в область личностных взаимоотношений внутри семьи, что допустимо лишь при доказанных уголовных преступлениях родителей в отношении детей, при вступившем в силу решении суда и наличии акта, подписанного главой муниципального образования, мэром города или главой администрации. Учитывая существующую норму о презумпции невиновности гражданина РФ, подобные действия, признающие человека виновным без решения суда, и предписывающие санкции в отношении его детей, наносят непоправимый моральный вред детям, родителям, которые будут вынуждены обоснованно в каждом подобном случае обращаться в суд с просьбой возмещения компенсации.
На наш взгляд, решение вопроса об изъятии детей совершенно необоснованно отнесено к компетенции специалистов отдела опеки и попечительства г. Новосибирска и Новосибирской области и сотрудников полиции территориальных органов внутренних дел.
Права же детей, не смотря на заявленные цели, не защищаются, а попираются. В перспективе применение таких упрощенных схем изъятия детей из семьи может нанести существенный социальный вред и вызвать серьезные общественные волнения в регионе. Согласно всем нормам законодательства, права родителей приоритетны в определении жизнеустройства ребенка, — этот факт полностью игнорируется и права родителей не учтены в представленном документе. Однако органы опеки, судя по всему, наделяются исключительными полномочиями в этом вопросе наравне с полицией. В целом, данная коллегия ведомств по уровню полномочий напоминает уже Ювенальный суд, активно действующий на Западе, разрушающий тысячи семей и разбивающий судьбы детей. В России же такая коллегия на данный момент не имеет правовых оснований для существования и представляет очередную неформальную ювенальную технологию.
Подобные технологии воздействия на семью представляются крайне вредными и опасными для внедрения в регионах России, и во многом направленны на провокацию социальной нестабильности, массовых протестов против органов государственного управления и изменение конституционного строя».