Выступление на суде Александра Образцова, обвиняемого в наказании ребенка (ст. 217 ч. 2 УК РФ), о своем праве на воспитание детей
У русского православного сообщества, как и у любой другой этнической, религиозной гражданской общности в этой стране есть права и свои традиции, правила общежития, ведения хозяйства и семейной жизни. Конституция РФ гарантирует право гражданам жить и действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями и культурными традициями.
Православные, исповедуя ценности традиционной патриархальной семьи, основываются на довольно четких религиозных постулатах, отойти от которых не дает веление христианской веры и совести. Эти понятия строятся не на абстрактных гуманистических представлениях о миролюбии ко всему сущему, вере в социальную справедливость или неких традиционных ценностях, которые у каждого свои.
Нельзя просто так взять изменить семейный уклад, основу жизни любого христианина, и продолжить строить жизнь на Священном Писании и вере.
У православных есть достаточно четкие гражданские требования к существующей законодательной системе, хоть это и не все ясно понимают. И чем дальше сегодня либерализуется социальная сфера тем, отчетливее и ярче видны эти требования. Вековые законодательные нормы о семье, которые сегодня всячески пытаются размыть либеральными ценностями и пошатнуть, недопустимы к изменению не при каких условиях.
Все чаще даже в православной среде наиболее последовательных сторонников традиционной семьи люди под влиянием массовой пропаганды отказываются от своих прав на воспитание детей, многие стесняются говорить о том, что они справедливо наказывают своих детей, в том числе физически, о том, что дом, семья, дети – это малая Церковь, вторжение в которую чужих устоев недопустимо.
Наши традиции до недавнего времени не противоречили законам, а если и будут противоречить законам завтрашнего государства, мы не сможем от них отказаться.
Свободный выбор манеры воспитания детей – это важное для православного сообщества право. Как воспитывать своего ребенка или степень применения физических наказаний к детям это вопросы личной совести христианина, но такое право должно быть неотъемлемым для сообщества верующих.
Можно поменять принципы психологии, заменить педагогов на более «эффективных» и лояльных, можно изменить взгляд общества на вопросы воспитания детей и на образ самой семьи, но невозможно изменить традиции, основывающиеся на религиозных постулатах. Физическое наказание это как раз такая традиция, имеющая корни в православном Предании, от которого мы не можем отказаться или отодвинуть на задний план. Мы вправе требовать правоприменительную систему рассматривать уголовные дела, которые сегодня под разными предлогами возбуждаются против православных за наказание детей (шлепки), в соответствии с нашими религиозными, культурными традициями. Возможно для кого-то, для отдельных граждан, такая прозападная система измерения родительских прав и приемлема, но не для нас.
Когда говорят о недопустимости наказания детей физически или пытаются пресечь уголовным наказанием, ссылаясь на гуманистическую манеру воспитания, как единственно верную, это лукавство и подмена понятий. Разговор вовсе не о том, что кто-то печется о благополучии детей. Это запрет именно на право воспитывать, на право выбирать способ воспитания, запрет на конфиденциальность частной жизни, грубое вмешательство в семью с целью разрушить ее целостность.
Это не вопрос выбора манеры воспитания, что, безусловно, является личным делом отца и матери. Вопрос ставится именно так, что мы уже не имеем полного права на своих детей, того, что предписывает наша традиция и религия, что составляет неотъемлемую часть нашей самобытности и культурного своеобразия.
Дело не только в том, что православие предписывает или дозволяет физически наказывать детей, а в том, что наказание или другое воспитание находится в полном праве отца.
О чем говорят святые и Писание? О том, что право родителей на своих детей неоспоримо, о том что, наказывать сыновей физически необходимо, если не помогают другие средства воспитания. Даже более того, наказание носит характер не пожелания, а зачастую императива, настоятельной рекомендации, призыва, не наказывать – значит вредить, кто любит своих детей тот, вразумляет. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, с детства наказывает его» (Притч. 13 ,24).
Об этом говорит не только суровый Ветхозаветный закон, но и милостивая новозаветная проповедь апостолов. Наказывать сыновей не только право, но и обязанность в первую очередь отцов.
Святитель Иоанн Златоуст пишет об этом: «Если Апостол заповедует нам более пещись о других, чем о себе, и если мы бываем виновны, когда не радим о их пользе, то не гораздо ли более бываем виновны в том случае, когда это относится к тем, кои к нам так близки? Не Я ли, скажет Господь, дал место сим детям в семействе вашем? Не Я ли вверил их вашему попечению, поставив вас их владыками, попечителями, судиями? Я дал вам полную власть над ними; Я возложил на вас все заботы о их воспитании. Вы скажете мне, что они не хотели подклониться под иго, что они его свергли. Но это то и надлежало предотвратить в самом начале; вы должны были овладеть первыми их впечатлениями, наложить узду, когда они еще не имели силы разорвать ее; подклонить эту юную душу под иго долга, приучить ее к нему, образовав ее по оному, обвязать рану, когда она только что зарождалась; исторгнуть терние, когда оно начинало только появляться около этого нежного растения, а не ожидать, пока оно пустит глубокие корни, пока страсти, усиляясь постепенным развитием, сделаются необузданными и неукротимыми!»
Безусловно, принцип наказания детей это любовь. Наказывая ребенка, вразумлением или физически родители должны находиться в состоянии любви, также как Господь, вразумляя людей наказанием за грехи, пребывает в исключительной любви к своим чадам.
Апостол Павел пишет: «Ибо Господь кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами. Ибо есть ли такой сын, которого не наказывал бы отец?…» (Евр. 12,6-8).
Отец имеет высший иерархический ранг в семье и должен с любовью наказывать своих детей, в том числе, физически. Как Бог, любя наказывает людей только из высшей справедливости, и ожидая скорейшего исправления любого человека, так и отец, глава семьи, должен с любовью относиться к своим домочадцам. И если и наказывать, то всегда оставаться справедливым и пребывать в любви к наказуемому. Чтобы сам ребенок знал, за что получает наказание и осознавал справедливость и заслуженность вразумлений. Это принципы христианского наказания.
Не нужно стыдиться обвинений в обскурантизме, мракобесии, стесняться своей культуры и веры, — на них выросли сотни замечательных поколений, построивших эту страну. Мы продолжим честно следовать своим традициям воспитания, даже если завтра они будут противоречить принятым в обществе понятиям и законодательству.