Депутаты Михаил Дегтярев, Алексей Диденко и Иван Сухарев 15 июня внесли в Госдуму законопроект об отмене 282-й экстремистской статьи, получившей в обиходе название «русская».
Данной статьей установлен состав преступления, предусматривающий наказание за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием СМИ, в том числе сети Интернет.
По словам Михаила Дегтярева, «объективная сторона преступления по 282-й статье, предусматривающая направленность действий, а не фактическое их описание, характеризуется неопределенностью, смысл которой возможно довести до абсурда и полностью извратить».
По мнению инициаторов запрета статьи, нечеткий состав преступления по 282-й статье раздувает возможности правоприменительной практики и делает возможным осудить человека за любое выражения мнения, даже в интернете.
«Под «возбуждение ненависти либо вражды» совсем несложно подвести высказывания или деятельность любого гражданина из-за его отличных идеологических интересов. Кроме того, нечеткая и широкая формулировка используется против гражданина и в политических целях. В какой-то степени статья 282 является потенциальным инструментом для борьбы с лицами, несогласными с действующим политическим курсом, и, таким образом, легализует политическую цензуру», — констатируют инициаторы законопроекта.
Закон только для русских
Отмечается, что объективная сторона преступления сформулирована не по результату деяний, а по их цели — «возбуждение ненависти либо вражды, унижение достоинства человека или группы лиц», которую можно определить, основываясь только на субъективном мнении.
«Преступление будет считаться совершенным и оконченным, независимо от того, наступили ли последствия и результаты, удалось ли виновному посеять ненависть или вражду, унизить хотя бы одного человека… Рассказанный анекдот о русских, чукчах, евреях или блондинках в СМИ или социальной сети можно расценить как противоправное деяние, направленное на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности. Квалификация преступлений по статье 282 УК РФ в некотором смысле является «универсальной», так как позволяет привлечь к уголовной ответственности даже за высказывания, выраженные в форме перепоста в социальной сети без комментария обвиняемого, высказывания, распространенные без прямого умысла, то есть эмоционально проявленные недовольства, а также независимо от намерений лица, разместившего информацию. Предлагаемая к отмене статья 282 УК РФ используется в основном для привлечения к ответственности русской нации (русских патриотов и общественных деятелей), за что в обществе даже получила название «русская статья» — очень большое число осужденных по этой статье являются этническими русскими», — говорится в Пояснительной записке к законопроекту.
Согласно открытым данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ число лиц, осужденных по статье 282 УК РФ, растет из года в год. В 2009 г. число осужденных составило 44 чел., в 2010 — 62 чел., в 2011 — 82 чел., в 2012 — 118 чел., в 2013 — 174 чел., в 2014 — 258 чел. и в 2015 — уже 369 чел.Число осужденных увеличивается ежегодно примерно на 50%.
Более половины осужденных – русская молодежь до 30 лет.
«Русский экстремизм»
Стоит отметить, что представляющие реальную опасность для общества и безопасности граждан исламские экстремисты привлекаются по 282-й статье довольно редко. Отчасти это происходит из-за того, что исламский экстремизм в России является наиболее опасной его формой, и очень часто связан с терроризмом и призывами к осуществлению террористической деятельности, а это находится уже в компетенции других статей УК. Русской статью можно назвать и потому, что исламские экстремисты, этнопреступные группировки и просто этнические мигранты также активно занимаются деятельностью, подпадающей под формулировку «возбуждение ненависти по признакам пола, расы, религии» в отношении русских, однако подобные случаи не квалифицируются как экстремизм, а проходят по статьям хулиганство, либо по общеуголовным статьям без указания отягчающих факторов национальной вражды. При этом проявлениям исламского экстремизма отводится неоправданно меньше внимания, чем т.н. называемому экстремизму русских националистов, несмотря на то, что следствием первого часто становится террористическая деятельность.
«Русский экстремизм» представляет «угрозу» лишь своими политическими лозунгами и требованиям, что разрешено статьей 19 Конституции РФ о гарантировании равенства прав и свобод гражданина и статьями 28 и 29 Конституции РФ, согласно которым каждому человеку гарантируется свобода слова, право свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Террористическая и уголовная деятельность в среде русских националистов и общественных деятелей по сравнению со средой исламской встречается довольно редко, поэтому прямой угрозы для безопасности граждан и общества «русский экстремизм» практически не представляет. Если же подобные проявления и встречаются среди крайне радикальных группировок, то они вполне могут регулироваться общеуголовными статьями.
Ключевое доказательство по обвинению в «ненависти и вражде» – это заключение эксперта, но из-за размытости формулировок статьи точность экспертизы и ее соответствие законодательным нормам не является неоспоримым, кроме того, порой в роли экспертов выступают некомпетентные лица. Эксперт выбирается по усмотрению следователя, что дает почву для коррупции и предвзятости.
Правоприменительная практика показывает, что экстремизмом можно признать не только какие-либо действия, но и высказывание определенных мыслей, идей и даже отдельных слов – нередки случаи, когда блогеров судили за разжигание ненависти по национальному признаку из-за «лайков», «комментов» или «перепостов» материалов, которые впоследствии эксперты признали экстремистскими.
Ответственность за «вражду»
Напомним, что ответственность по 282-й статье на данный момент предполагает серьезные наказания: наложение штрафа до 300 000 рублей или в размере заработной платы до 2 лет, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет, обязательные работы до 4 лет, либо лишение свободы до 4 лет. Кроме того осужденных по экстремистским статьям вносят в список Финмониторинга, что предполагает значительный ущерб в правах человека – из-за невозможности открыть счет в банке или воспользоваться существующими заблокированными счетами человек не может устроиться на работу, получать пособия и пенсии. Оспорить внесение в список даже после погашения судимости крайне сложно. В список вносят по усмотрению следователя, а не по решению суда.
Даже беглый просмотр открытого списка физических лиц на сайте Финмониторинга показывает, что подавляющие большинство в нем — исламские экстремисты, которые, скорее всего, причастны к реальной террористической деятельности, т.к. просто за «вражду» и «высказывания в интернете» их не привлекают. Учитывая, что мусульман в России не больше 8-15% с учетом мигрантов, список из более 5.5 тыс. лиц наглядно демонстрирует, кто в действительности в России занимается опасным экстремизмом.
Внесенный на рассмотрение Госдумой законопроект предполагает освободить всех осужденных по данной статье, и прекратить все уголовные преследования. По данным ряда экспертов, с момента принятия закона было осуждено несколько тысяч человек.