ЮНЕСКО одобрило открытие памятника князю Владимиру ко Дню всенародного единства

Празднования 1000-летия князя Владимира благополучно завершились полгода назад, а установка памятника святому по-прежнему откладывается. После выполнения всех пожеланий ЮНЕСКО относительно внешнего вида, места и содержания проекта установить памятник возле Кремля все же разрешили.

В конце июня состоялась встреча Минкульта с представителями ЮНЕСКО, на котором проект памятника после многочисленных препятствий и возражений был одобрен.

Казалось бы, чаяния верующих о памятнике в Москве одному из наиболее значимых русских князей исполнены и остается только радоваться. Но юбилей святого Владимира явно отодвинут на задний план – памятник будет установлен ко Дню народного единства, 4 ноября, полтора года спустя юбилейной даты. К тому же памятник еще не установлен, и козни в этом направлении, вероятно, будут продолжаться до самого дня открытия, ведь за это время объявлялось уже как минимум 3 даты открытия памятника и несколько разных мест.

Как и во многих последних проектах, символах возрождения русской духовности и культуры, инициатива по установке атрибута Православия в знаковом месте столицы вызвала жесточайшее сопротивление на самых разных уровнях.

Как пытались «убить» памятник

фото: ТАСС

фото: ТАСС

На момент принятия решения по памятнику появился еще один повод для его установки — образ князя Владимира мог стать символом единства двух братских народов России и Украины, — особенно актуально это стало в виду подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС и постепенным обострением отношений с Россией. Позднее стали говорить о князе Владимире как символе «Русского мира».

В ходе визита в Киев в 2013 г., приуроченного ко дню Крещения Руси, Владимир Путин отметил: «На том месте, где мы находимся, на Киевской купели был сделан выбор для всей святой Руси… Мы понимаем сегодняшние реалии, есть и украинский народ, и белорусский, но в основе лежат наши общие духовные ценности, которые делают нас общим народом».

Данное выступление и последующий за ним указ об учреждении рабочей группы по мероприятиям празднования 1000-летия князя Владимира стали стартом эпопеи с установкой памятника.

Рабочая группа во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) заявила, что в честь юбилейного года в Москве среди прочего планируется завершить реставрацию храма в честь святого князя Владимира в Лиховом переулке, и установить памятник князю Владимиру. Предварительное место было избрано на Лубянской площади.

Все мероприятия должны были завершены к 28 июля 2015 года — ко дню, который уже несколько лет отмечается в России как день Крещения Руси.
Установку памятника начали срывать с самого начала.

Заняться конкурсом проекта памятника и установкой было поручено Российскому военно-историческому обществу (РВИО), курируемому Владимиром Мединским и Дмитрием Рогозиным, и учрежденному незадолго до этого. Вариант с Лубянской площадью достаточно быстро был отвергнут комиссией Мосгордумы по монументальному искусству и ей же были предложены Воробьевы горы. Также рассматривался вариант установки на площади Европы у Киевского вокзала.

На бровке Воробьевых гор

фото: 1000vladimir.ru

фото: 1000vladimir.ru

Объявленное место, на бровке смотровой площадки Воробьевых гор, было довольно неожиданно для всех, но в целом отвечало назначению памятника. В РВИО обосновали выбор так: «Высокий берег похож на берег Днепра, и его расположение будет подчёркивать его величие. Здесь есть и вода — символ крещения… Это знаковое место для москвичей, и с высокой точки Владимир будет виден отовсюду и будет как бы благословлять город».

Моментально развернулась кампания, имитирующая протест общественности и сотрудников близлежащего МГУ. Комиссия указала, что установка безопасна, опасности обрушения грунта нет. Существует оползневый слой, но площадку вполне реально укрепить.

Этот нюанс сразу же взяли в оборот профессиональные пиарщики и заинтересованные в дискредитации проекта организации. Возник некий Союз жителей Гагаринского района, который начал собирать подписи против возведения памятника в интернете, утверждая, что весь склон Воробьевых гор и часть прилегающей территории относятся к чрезвычайно опасной категории «геологического риска» и «катастрофа» неизбежна.
Однако «катастрофа», связанная с появлением столь масштабного символа русского Православия в столице, оказалось, будет преследовать проект на протяжении всего времени.

Неизведанные представители МГУ также в унисон закричали, что «Воробьевы горы — наши». И даже «обратились» к Путину. При этом в самом МГУ при официальном обращении отказались от каких-либо претензий или комментариев по поводу строительства памятника. (Об этом более подробно в материале: Заинтересованные сообщества саботируют установку памятника князю Владимира, выступая от имени МГУ.)
В результате кампания против памятника на Воробьевых горах состоялась, и накануне дня святого Владимира РВИО под давлением «общественности» и политиков пошло на попятную, и предложило выбрать новое место, несмотря на то, что ранее выступало исключительно за эту площадку и считало её идеальным местом.

Установку перенесли на День всенародного единства, 4 ноября. РВИО объявило голосование на своем сайте и на сайте «Активный гражданин». Были представлены варианты: Боровицкая площадь, Лубянская площадь и парк «Зарядье» — выбрана была Боровицкая площадь.

В результате проволочек с выбором площадок к 4 ноябрю 2015 г. установить уже не успели, или не захотели успеть, поскольку дальше в торможение установки монумента включились новые процессы.
После переносу условной даты установки на весну в дело активно подключились коммунисты из Мосгордумы, а также наши «стратегические партнеры» с Запада.

ЮНЕСКО против православных символов

В ответ на обращение депутата Елены Шуваловой поступило письмо ответственного секретаря комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григория Орджоникидзе, в котором говорится: «решение о возведении памятника князю Владимиру на Боровицкой площади в рамках мероприятий, посвященных 1000-летию преставления Святого равноапостольного великого князя Владимира, было принято Московской городской думой «без каких-либо консультаций с МИД России и без учета требования Конвенции ЮНЕСКО 1972 года «Об охране всемирного культурного и природного наследия».

Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (консультативный орган ЮНЕСКО) заявил, что «установка памятника может иметь негативные последствия для выдающегося всемирного значения объекта» и «для устранения возможности такого воздействия рекомендуется подобрать для монумента другое место» и намекнул на неисполнение обязательств, вытекающих из участия России в международных договорах.

Заместитель гендиректора ЮНЕСКО по культуре Франческо Бандарин выразил обеспокоенность не столько «негативным» воздействием, которое памятник может оказать на ансамбль Кремля, сколько тем, что «памятник является православным символом», а это, по его мнению, никак не соотносится с Боровицкой площадью. (Более подробно в статье: ЮНЕСКО требует запретить установку «православного символа» возле Кремля )

Включить «программу» по бесконечному затягиванию и смены места установки, которая сейчас активно применяется в Москве противниками строительства храмов, не удалось, и место отстояли. Возможно сыграло роль масштабность события и личный указ президента.

Однако представители ЮНЕСКО выдвинули целый список требований: каким, по их мнению, должен быть памятник русскому святому, чтобы они разрешили его ставить у Кремля. Ведь ансамбль Кремля находится под их неусыпным «контролем», как охранителей исторических памятников архитектуры и искусства, а Боровицкая площадь в буферной зоне.
Одним из условий были: благоустройство и сохранение лужайки, на которой когда-то постоял американский президент Никсон, и которая названа была в связи с этим историческим местом, уменьшение памятника с 24 метров до 16, а также уменьшение постамента. Барельефы с житием святого было рекомендовано убрать за памятник.

фото: ТАСС

В апреле был проведен конкурс между архитекторскими бюро на проект обустройства ландшафта площадки монумента. Победил проект, который шокировал своим модернизмом даже автора скульптуры князю Владимиру Салавата Щербакова, который ранее высказывался довольно лояльно в отношении происходящего. Он отметил, что, несмотря на то, что организаторы и авторы настаивали на более традиционном решении, победил резко современный и «модный» проект, не вполне сочетающийся с изначальной идеей и историчностью постамента.

***

Подытожив вышеописанное, можно сказать: несмотря на то, что ключевое событие празднования юбилея князя Владимира было сорвано, и уже во второй раз приурочено к культурно размытому празднику День всенародного единства, это не может умалить значимость события.

Если памятник будет благополучно установлен в ноябре, то можно признать, что, несмотря на все козни, протесты, и попытки уничтожить саму идею установки русского православного символа в Москве, появление памятника станет важнейшим событием современной России, и хоть и небольшой, но победой патриотически настроенных граждан. Образ князя, который объединил под своей властью славянские племена, а главное сделал решающий культурообразующий выбор, крестив древнюю Русь, как никогда актуален именно сегодня в период девальвации всех ориентиров и культурно-исторических ценностей.

Комментарии запрещены.