Единство православных легко осязаемо, когда мы оказываемся в беде. Люди, попавшие в сложную ситуацию, испытав собственное бесправие в качестве единицы, ощущают острую необходимость быть членами общины, получить защиту у своих.
«Кто… был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10:25-7).
Притча о милосердном самарянине отвечает в том числе и на вопрос о том, на основе чего люди сближаются, что может объединять людей разных взглядов, что делает ближними людей – дела милосердия, конкретная помощь попавшим в беду. В этой порой невидимой нити милосердия и заключается значительная сила единения русского православного общества.
Единство веры, нужда в защите и покровительстве перед лицом угроз испокон веков сближали русских в братства, соборы, общины, которые сообща отстаивали интересы своих членов, единоверцев, решали соборно насущные вопросы, занимались богоугодными делами, участвовали в самоуправлении на местах. Русский народ прекрасно понимал: один в поле не воин.
Сегодня иллюзия видимой личной безопасности, отсутствия угроз, и эфимерные идеи прав человека расхолаживают людей. Многие не видят практической пользы в единении, в приходе, в принципе общинности, не понимают ценности единства Церкви, думают, что проживут и сами по себе в цивилизованном обществе. Однако, столкнувшись с реалиями жестокого мира, осознают, что сам по себе человек в огромном государстве мало что значит, а существенные права имеют только крупные, консолидированные сообщества, обладающие значительными ресурсами, инструментами защиты своих членов.
Многовековые достижения русского гражданского общества можно изучать теперь только по книгам, социальные связи и традиционные общественные институты, центром которых всегда была Церковь, нужно восстанавливать по крупицам практически из небытия.
Несмотря на то, что большинство граждан у нас в стране признают себя православными, реальное православное сообщество, обладающее сознанием своего единства, готовое активно отстаивать свою веру и убеждения, осознающее ценность и самобытность своих традиций, либо регулярно участвующее в жизни Церкви, очень незначительно. А учитывая низкую самоорганизацию, отсутствие ресурсов, собственных институтов самоуправления, социальный состав сообщества, расслоение нашего общества в целом, и усиление современных соблазнов и угроз, как гражданская единица мы нуждаемся в серьезной защите своих интересов.
Если мы хотим иметь какое-либо право голоса как исторические приемники титульной культуры и нации, охранители традиций и веры, жить в соответствии со своими ценностями, религиозными убеждениям, в условиях усиливающихся угроз мы должны уметь защищать себя и отстаивать свою культуру, свою веру, семьи и будущее детей. И кроме как самим обеспечить нам эту защиту никто не сможет.
Да, нас мало, но есть огромное число потенциальных членов активного православного ядра из тех 80 с лишним процентов крещенных в нашей стране, которые смотрят на нас с интересом и ждут конкретных дел.
Несмотря на свое видимое единство сообщество верующих по-прежнему не имеет действенных институтов, учреждений, которые могли бы защищать и не давать в обиду своих членов, своевременно реагировать на вызовы в социальном, культурном пространстве. Такая безответность, в виду усиливающихся нападок на Церковь и православное сообщество, может привести к катастрофическим последствиям, когда у нас отнимут все права на самобытное существование, права жить согласно своим ценностям, традициям и вере.
Давайте объединяться, давайте совершать дела милосердия, созидать, помогать ближним в беде, тогда сообщество верующих станет примером для всего гражданского общества в России, будет оплотом не только нравственности в нашей стране, но и гарантом безопасности, станет сильнее и многочисленнее.
Спаси Бог!
Проект «Правовая помощь верующим» на площадке Начинание: https://nachinanie.ru/Project/Index/75236