Национально-Освободительное Движение (НОД) как политическая секта, — Александр Булыух

nod-ikonaОтрывок доклада, прочитанного на ХХVII Международных Рождественских образовательных чтениях в январе 2019 года экспертом РАЦИРС Александром Булыухом
«Национально/народно-освободительное движение» (НОД) с координатором в статусе депутата политической партии «Единая Россия» Фёдоровым Евгением Алексеевичем.
 

Символикой объединения является полотнище флага цветов георгиевской ленты с заглавными буквами НОД, изображение памятника Минину и Пожарскому с фразами: «Родина», «Свобода», «Путин» и тянущейся внизу георгиевской лентой, а также изображением фотографии действующего главы государства РФ в правом углу и фразами: «Родина», «Свобода», «Путин» в  левом. Де-юре целью НОД является возврат суверенитета за счёт изменения действующей Конституции через механизм народного референдума и оказание всесторонней народной поддержки Путину. Имеется зарегистрированная политическая партия «Национальный курс», отделения партии находятся в 46 субъектах. Председателем является Коваленко Андрей Алексеевич. Согласно программе партии, она ставит перед собой следующие цели. В частности, цитирую: «п.1.1. Мы намерены добиваться отмены позорной 15 (п. 4) статьи Конституции, устанавливающей приоритет «международного законодательства» и «международных договоров» над нашим национальным законодательством». «п.1.8. Мы помним, что Россия создавалась русскими, и в качестве «дома для русских», и в ином виде она существовать не может. Поэтому Русский Народ (включая великороссов, малороссов и белорусов, как это было исторически) должен быть провозглашён в России государствообразующим.» «п.1.9. Мы провозглашаем – «Россия – это дом для РУССКИХ ПО ДУХУ!» В этом смысле наша партия – русская партия.», конец цитаты. Организационная составляющая сродни пирамиде: на вершине Центральный Штаб НОД во главе с координатором НОД в статусе депутата Единой России и массой помощников, внизу региональные штабы и ячейки. Согласно положениям Устава штаба НОД Московского региона, цитирую: «Ячейка – организованное по коллегиальному принципу объединение сторонников, реализующее цели и задачи движения. Ячейки группируются по территориальному признаку и объединяются в ветку координационного подчинения штабу. Генеральной целью деятельности каждой ячейки является присоединение максимально возможного числа сторонников движения и достижение максимальной практической готовности всех членов ячейки (ячеек) к одновременной уличной активизации. Ячейка состоит из семи человек (1 руководитель + 6 соратников.). По мере присоединения новых соратников ячейка делится, образуя новые ячейки разных уровней иерархической подчинённости. Ячейка выполняет следующие обязательные задачи (в частности):Инициирует и проводит как самостоятельные внешние публичные агитационные мероприятия, так и узконаправленные по информированию граждан и вовлечение целевых групп сторонников в структуру ячеек;Обеспечивает адаптацию новых сторонников и их последующую постоянную вовлечённость в процесс работы ячейки (ячеек) НОД.», конец цитаты.

Приведу воспоминания бывших членов НОД:

Сергей Силюков – Бывший участник НОД («Бывший соратник Федорова о НОД: фактически и по сути это секта»)

— Сергей рассказывает, что  идеологами объединения был придуман так называемый «путинский призыв», чтобы не разбежались активисты, потому что сплошное вранье. Дают сроки, дают даты, а те, кто побыл долго, уже видели, что обещания не выполняют. Вот и придумали Путинский призыв, мол, Владимир Владимирович Путин поставил координатору НОД в статусе депутата ЕР такую задачу, которая заключается в том, чтобы понимать, кто участвует в акциях, и награждать активных специальным значком. А когда Россия вернет суверенитет, человек, набравший определенное количество значков, получит «заслуженную» государственную должность.

— По мнению Сергея, координатор НОД в статусе депутата Единой России, высказываясь, использует обороты, которые Сергей характеризует как антисемитские. Например, как утверждает Сергей, 8 ноября 2016 координатор НОД в статусе депутата ГосДумы в своём думском кабинете собирает помощников – Ганича, Расторгуеву и т.д., и, подводя итоги проведения Дня Народного Единства, предлагает “решать проблему выживания” России путем внутренних чисток. Тогда он привел пример Хрустальной ночи – как успешной  внутренней  чистки  предателей. Т.е. внутренняя чистка предателей для депутата ассоциируется с Хрустальной ночью. По утверждению Сергея, депутат оплачивает неофашистские конференции в Крыму, которые проводит некая Расторгуева. Как рассказывает бывший активист, звучали призывы уничтожить иудаизм, согнать евреев в ГУЛАГ, создать расово чистые спецслужбы и т.д. НОДовцы выпустили ролик открытого антисемитского, хамского содержания, созданный Максимом Калининым. Как утверждает Сергей Силюков, в ролике был показательно сожжен (не по-настоящему) его сын. Возмутившись по поводу видео, Сергей стал получать угрозы в свой адрес.

Татьяна Кирносенко (бывший руководитель направления по работе с региональными и местными отделениями НОД):

— По воспоминаниям Татьяны, внутри движения атмосфера была следующая: кто не состоит в НОД или не верит в оккупацию — предатели и враги России, агенты госдепа США или члены пятой колонны. Как указывает Татьяна, в своих роликах и лекциях координатор НОД в статусе депутата от Единой России постоянно и безапелляционно пытается манипулировать чувством вины: ваши деды выиграли ВОВ, а вы страну потеряли, вы её предали. И если мы все сейчас не поднимемся против оккупации, нас захватят.

— За счёт участников движения распространялись агитационные материалы: газета «За Суверенитет!», самодельные плакаты и лозунги, а митинги и пикеты проводились за собственные деньги — закупались флаги и иная символика. Татьяна рассказывает, что рядовых членов движения убеждали оплачивать всё это, играя на чувстве патриотизма: ты патриот, а значит во имя борьбы за суверенитет надо понести траты, поэтому оплати то-то и то-то, а победа НОД всё покроет. По умолчанию считалось, что НОД и его члены правы уже потому, что вступили и находятся в рядах НОД. Как вспоминает Татьяна, после её ухода из объединения ей стали угрожать физической расправой, мол, повесят на ближайшем суку, как предавшую цели, задачи и методы НОД.

На протяжении лета-осени 2017 представителями НОД — в частности Марком Сагадатовым (главным редактором газеты НОД «За Суверенитет) и  Дмитрием Молевым (директором Уфимской иконописной артели «Уфимский иконостас) была осуществлена провокация с религиозной составляющей: в храмы и приходы РПЦ по всей территории России заявлялись НОДовцы с акцией «автомобильного крестного хода» и специально написанной в артели Молева неканоничной иконой, на которой изображены Минин и Пожарский с Богородицей. С этим изображением производились официальные церковные службы.Процитирую мнение Московской патриархии в ответ на письмо Татьяны Кирносенко, которую возмутили действия НОДовцев:«Во время шествия представители данной организации вводили в заблуждение Преосвящённых, что у них есть благословение Патриарха, хотя никаких документальных подтверждений предоставить не могли. Данное мероприятие расценивается как самовольная политическая акция и не имеет отношения к Русской Православной Церкви», конец цитаты.НОД, как объединение и идеологическая концепция, на мой взгляд способны вступить в противоречие с законодательством РФ:

  • Передача «чрезвычайных полномочий» главе государства как оказание некоей «помощи президенту», на мой взгляд, это призыв к присвоению главой государства властных полномочий в обход Конституции, что создаёт угрозу импичмента, а он вызовет нарушение целостности системы государственной власти (ст. 1. п.1, ст. 3, п. 4, ст. 11 Конституции).
  • В п. 1.8. программы политической партии «Национальный курс» в разделе «Основные цели партии» записано: «Мы помним, что Россия создавалась русскими, и в качестве «дома для русских», и в ином виде она существовать не может. Русский Народ должен быть провозглашён в России государствообразующим». Подобное противоречит как преамбуле Конституции, так и действующим основам конституционного строя (ст. 3 п. 1 Конституции), где народ назван многонациональным.
  • На мой взгляд, объединение использует методику обмана при вербовке, эксплуатируя чувство вины и обманывая через утверждения о России, как колонии США, старается вовлечь людей через ура-патриотизм в члены объединения, согласно Уставу московского штаба, постоянно вовлечённых в процесс работы ячейки (ячеек) и затем, опираясь на создание фобий (США устроят майдан/государственный переворот, боевики Навального будут на улицах убивать людей), удерживают неофитов в своих рядах. (ст. 30, п. 2 Конституции).
  • На мой оценочный взгляд, идеологическое содержание объединения может иметь в себе признаки пропаганды и агитации, возбуждающие социальную ненависть и вражду: признаёшь оккупацию — НОДовец и патриот, не признаёшь — перемещаешься в категорию не патриотов/врагов народа/членов пятой колонны (ст. 29, п.2 Конституции). Координатор НОД, находясь в статусе депутата политической партии «Единая Россия», в ролике от 9 марта 2017 года (хронометраж ролика с 00:04:26 до 00:04:46), утверждал следующее, цитирую: «Просто надо понимать, что всё население в России сегодня делится на три категории:

1 — сторонники НОД

2-сторонники или часть пятая колонна

3 — дебилы

Это те, кто не определились, они за Отечество или они за оккупацию», конец цитаты. Подобный идеологический посыл от координатора НОД в статусе народного избранника с использованием служебного положения, на мой оценочный взгляд может подпадать под статью 282 часть вторую УК РФ и положения ст. 21 п.1 Конституции.

  Евразийский союз молодёжи (ЕСМ) Дугин Александр Гельевич. 

В разборе ЕСМ буду опираться на статью Михаила Ольгертова под названием «Евразийство» — политическое движение или сектантство»? Символика объединения — чёрные знамена с расходящимися из общего центра золотыми стрелами, символизирующими, в понимании сторонников организации, максимальное расширение «евразийского пространства»; красные знамена с золотыми крестострелами. Используется государственный флаг Сербии. Упоминавшийся ранее Андрей Коваленко является лидером ЕСМ г.Москвы, что даёт повод полагать о тесной взаимосвязи НОД и ЕСМ.

Организационная составляющая содержится в катехизисе, цитирую: «Союз имеет национальные, региональные, городские и сельские уровни. Отдельные ячейки организуются в ВУЗах и Университетах. На каждом уровне есть координаторы (модераторы). Высший орган — Евразийский Комитет «Евразийского Движения». В каждом ВУЗе – отдельная ячейка, объединенная в отдельную студенческую сеть Союза.», конец цитаты.  Рассмотрим элементы программы организации.

Как указывает Михаил, первым пунктом «Программы» значится «Американский враг», где не описание целей и задач, а попытка сформировать врага. Помещение такой установки на первое место в официальной программе говорит о наличии приёма манипуляции сознанием, рассчитанным больше на молодёжь, так как у неё не до конца сформировано мировоззрение. Антиамериканизм евразийцев выходит за рамки допустимого, цитирую: «Американцы строят свою мировую империю, где нам нет места. У нас отнимают прошлое, лишают будущего. Мы согнуты как пружина, и нас хотят вырвать с корнем из нашей родной земли. Надеяться не на кого…мы призваны стать последним бастионом. Если не мы, то никто», конец цитаты. Михаил обращает внимание, что более чётко мысль о демоническом характере США прослеживается в «Катехизисе», цитирую: «Все, что идет из Америки, напитано ядом. Все, что там говорят, ложь и зараза. Все, что там делают, следует ломать и отбрасывать…У нашего Союза есть абсолютный враг. Это США», конец цитаты. Подобное может пониматься только на уровне догмата, основанного на эмоциональной ненависти к США.

«Молодёжь Евразии — финальная надежда», как вторая часть программы,  цитирую: «Враг подступает к границам вплотную. Он вовне, он внутри. Чтобы дать отпор внешнему врагу, надо разделаться с внутренним. Внутренний враг – сторонники США, глобалисты, ворье, идиоты-чиновники, опустившиеся телевизионщики, спящие обыватели, конформисты всех мастей. Это резидентура внешнего врага, и именно она не дает стране собраться с духом и дать последний бой», конец цитаты. Калька с НОДовщины, тезисы разных объединений совпадают почти один в один.

«Великая чистка» и «Мёртвые и революция», как третья и четвёртая части программы, цитирую: «Мы пришли, чтобы провозгласить эпоху Великой Чистки… Мы носители воли и молнии, дети древних народов материка…наши священные земли и рощи, храмы и города уже скуплены и заложены…в крови нашей растворены наши мертвые, созидавшие древние империи Евразии…И лишь когда мы распластаем границы от океана до океана, глаза наших мертвых окрасятся тихим прозрачным светом: они – наши потомки — сделали это! Иначе мертвые нас в покое не оставят», конец цитаты. Михаил обращает внимание на то, что подобные заявления показывают языческую основу «евразийского» вероучения: сакрализация кровного родства, апелляция к духам предков, наблюдающих за нами, упоминание священных рощ и т. п.

«Лучшая доля», как последняя часть программы, цитирую: «У вас есть иная доля и иная дорога – юный путь в Евразийскую Революцию. Революция даст вам смысл, сделает вас ценными. В ней вы получите мандат на бытие, содержательность, перспективу, достоинство и брак…», конец цитаты. Для евразийцев революция из средства превращается в цель.

Катехизис поделён на личный, глобальный, идеологический и организационный аспекты (последний уже рассмотрен). Личный аспект — «Твоя цель», «Ты мужчина», «Наша дисциплина», «Твоя вера».

«Твоя цель», цитирую: «Ты свободен. Вставай и властвуй! Ты больше, чем человек. Ты должен стать больше, чем человек. Наша цель – абсолютная власть. Мы имперостроители новейшего типа, и не согласны на меньшее, чем власть над миром…», конец цитаты. Как указывает Михаил, суть высказываний в том, чтобы возбудить в человеке гордыню. Такие установки формируют чувство превосходства и исключительности, закрепляя стремление к абсолютной власти как конечную цель.

Подзаголовок «Ты мужчина», цитирую: «Значит, ты должен быть умным и смелым. Если это не так, – ты не понимаешь истин и не способен воевать, убивать и умирать за высокие идеалы, – ты не мужчина, а дерьмо. У тебя нет цены, ты отброс. Глупые и трусливые – это гумус Евразии, ее цвет – сообразительные и сильные. Трепещущие твари пусть будут червями под твоими ногами… Все, что тебя окружает, мираж, подвох и подделка. Плюй на это, повернись спиной и ищи пути к нам. Ты нужен делу. Мы дадим его тебе. Подумай хорошенько, и решайся…», конец цитаты. Неофита пытаются отрезать от общества и привязать к организации, как к некоему абсолютному благу или как к матери.

Подзаголовок «Наша вера», цитирую: «Ты можешь верить во что пожелаешь. Существует абсолютная истина. Но не одна. (!)… Пусть каждый делает выбор сам – кто опираясь на голос крови, кто на личную волю, кто на традицию семьи, рода, племени. Лучше больше бегай по утрам и исполняй задания Союза. Это формирует главное – тебя как боевую единицу… А настоящей вере нужны только воины, бойцы, рыцари духа.», конец цитаты. Как пишет Михаил, евразийцы, имея собственное антихристианское (антимусульманское, антибуддийское) вероучение, как и масоны, заявляют, что им всё равно, во что человек верит и в какую церковь, мечеть или пагоду ходит, главное — разделять их принципы. Суть такова: верь во что хочешь, но искренне верь в «евразийство» и сакральность ЕСМ.

Глобальный аспект — «Наши друзья», цитирую: «Нами движет гнев к поработителям и воля к могуществу… Против их игр в демократию, мы утверждаем чистую стихию воли и этику мужества. Все помеченные той же страстью – наши друзья… Евразийский Союз Молодежи открыт абсолютно для всех, но войти в него смогут лишь избранные – те, кто докажут свою ценность делом. Остальные окажутся дрожащими тварями между молотом и наковальней….Есть только две силы в мире – они и мы… Тот, кто не враг – друг. А не друг – враг (или трус и балбес, но это все равно, что пособник врага – вина идиотов огромна, и наказание им будет без скидок!).», конец цитаты. Не скрывается дихотомия по принципу «они» и «мы». Почти открытым текстом говорится что евразийцы будут вершить самосуд над теми, кто, по их мнению, виновен.

Идеологический аспект — «Наша идея: Третья Россия», «Традиция». «Наша идея: Третья Россия», цитирую: «Сегодняшняя Россия – Россия-1 – бледная немочь, карикатура на то государство, то общество, которые только еще предстоит построить. Предстоит построить нам…Мы построим новую страну – Россию-3, Россию-Евразию, великую Евразийскую Империю от океана до океана…Россия-3 – национальная и социальная, верная корням и обращенная в будущее», конец цитаты. Обратите внимание: в документе, призванном поучать и наставлять, прямым текстом говорится о намерении построить новое, собственное государство на фундаменте нынешнего; государство национальное, что вступает в противоречие с действующими основами конституционного строя.

«Традиция», цитирую: «Современный мир, откровенно говоря, дрянь. В нем все не то, все паршиво, все уродливо, подделано, скользко. Это мелкое время, в нем размножаются и ликуют лишь ничтожества…. Прошлое реально, настоящее виртуально. Поэтому мы преданы Традиции…Все в Традиции прекрасно. Особенно то, что неразумно, непонятно, необоснованно, что превышает мелкий плешивый разум. Традиция полна ослепительного солнечного бреда, который надо принимать открытым сердцем – как он есть. Надо соблюдать все правила Традиции – особенно абсурдные. Только так мы поймем ее скрытую логику – которая пробудит в нас высшее крылатое существо, томящееся в теле как в темнице из мяса…Мы живем в мире без Традиции, наступившем после конца Традиции, и следовательно, у нас только один выход – поднять восстание против современности, воссоздать древнее и вечное. И пусть содрогнутся насекомые настоящего! Традиция превыше всего.», конец цитаты.

Как указывает Михаил, признаки фундаменталистской, иррациональной утопии характерной для сект, очевидны. Мы имеем дело с организацией, в основу которой положены принципы неоязыческой секты, антисоциальные и безнравственные, рассчитанные на молодых, духовно неопытных людей. Мне видится, что информация, содержащаяся в программе и катехезисе ЕСМ, способна негативным образом воздействовать на представления молодого человека, который будет искренне ненавидеть всё окружающее за пределами объединения и вовне его, что, на мой взгляд, имеет под собой вероятность свершения деяний на базисе идеологем объединения с уклоном в экстремизм.

Выскажу мнение, что идеологическая подноготная ЕСМ (как и НОД), держится на ура-патриотизме, ключевыми особенностями которого у обоих объединений являются: а) формирование чувства собственного превосходства и исключительности перед остальным обществом; б) фанатичное, способное оформиться в экстремизм, стремление поиска и наказания «внутреннего врага»; в) ради построения светлого будущего оба объединения (как и идеи, убеждения) абсолютизируются, что притупляет критическое мышление, формируя, своего рода, догмат.

На мой взгляд ЕСМ, как объединение и идеологическая концепция, способно вступить в противоречие с законодательством РФ:

  1. Подзаголовок катехезиса ЕСМ «Твоя цель» с указанием того, что целью объединения является абсолютная власть, противоречит основам действующего конституционного строя (ст. 3, п.4 Конституции), т.к. из содержащейся в катахезисе идеи о попытке построения новой, имперской России-3 на базисе действующего государства силами сторонников ЕСМ следует, что объединение планирует взять в свои руки государственную власть.
  2. Содержание подзаголовка катехизиса ЕСМ «Ты мужчина» способно открыто разжечь ненависть и вражду в плане выдачи авторами катехезиса личностных оценок в духе «ты дерьмо», «у тебя нет цены, ты отброс», «глупые и трусливые — гумус Евразии, ее цвет – сообразительные и сильные». В РФ не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
  3. Подзаголовок катехезиса ЕСМ «Наша идея — третья Россия» в части высказываний «Россия-3 – национальная и социальная, верная корням и обращенная в будущее» противоречит действующим основам конституционного строя и преамбуле Основного Закона, в которых закрепляется идея того, что народ РФ многонационален и нет доминирующей национальности.

(https://www.youtube.com/watch?v=4cvVyGO_UpU)

Комментарии запрещены.