Что мы, родители, знаем про аниме? Давайте скажем честно, ничего или очень мало! Всем родителям статья обязательна к прочтению полностью. Она написана на основе наиболее популярных аниме-сериалов, которые так популярны сегодня у подростков. Пересмотрев много сюжетов на эту тему, я пришел к выводу, что большинство людей просто не представляют, как на самом деле выглядит аниме, в чем его привлекательность, какие содержит соблазны и угрозы. В статье будут разобраны некоторые темные стороны влияния анимэ на подростков и этой субкультуры в целом.
Этот жанр рассчитан в первую очередь на детей, но чему могут научить ребенка эти мультики, и какую систему ценностей они продвигают? Попробуем разобраться.
Что же такое аниме? Это японская анимация, но в отличие от мультфильмов других стран, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире. Мультфильмы и сериалы в этом жанре отличаются тем, что содержат темы смерти и насилия, и эти темы всегда лежат в основе всех сюжетов. В сюжетах большинства популярных анимэ шокирующе много сцен убийства, насилия, извращений. Главный герой часто представляется источником насилия, он обычно одинок, непонят обществом, и в прошлом сам, возможно, — жертва насилия. При этом вместо отторжения и неприятия вызывает сопереживание, и даже сочувствие. Насилие для него норма жизни.
Не случайно в европейских странах и США японская мультипликационная продукция проходит предварительную оценку, с определением возрастной аудитории; иногда, с целью уменьшить возрастную планку, издатель вырезает из произведения слишком откровенные или жестокие кадры. Думаю, не стоит говорить, что у нас ничего подобного не делается. В мировой мультипликации этот жанр составляет уже почти 70% от всего контента. Если вы вдруг захотите пересмотреть все аниме, то смотря его по 2 часа в день, вам понадобится примерно 70 лет.
Аниме не однородно! Бывают сериалы для детей (жанр кодомо), сёнэн (аниме для юношей), сёдзё (аниме для девушек) и полноценное «взрослое» аниме (сэйнэн и дзёсэй). В отдельное направление выделились хентай — аниме порнографической направленности. Жанры яой, юри и хентай это откровенное растление и ориентирование молодежи на гомосексуальные отношения как на норму.
Мы не затрагиваем такие жанры аниме как «этти», «сёнен-ай», и прочее — людям со слабой психикой лучше не углубляться в эти темы, хотя большинство анимешников с ними хорошо знакомы. Эти жанры созданы специально для тех, кто воспринимает педерастию в качестве нормы. И это только «официальные» жанры, про то, какие есть еще, остановимся ниже.
У нас в стране все эти жанры называют одном словом — аниме, и, зайдя в детскую комнату, вы не сможете понять, какой из этих жанров в данный момент смотрит ваш ребенок, да он и сам не знает. Визуально они мало отличимы, не маркируются, и все находятся в свободном доступе.
Тема эротики и извращений в аниме
В подростковых аниме повсюду сквозит сексуально-эротический компонент. В образах всех женских персонажей подчеркнута сексуальная привлекательность. Все аниме-героини в коротких юбках, с огромными глазищами, длинными, распущенными волосами, выдающимися формами 90-60-90. Во многом эти представления заимствованы из современной японской «культуры» с ее акцентом на сексуальности. Достаточно просто ввести в поисковике «японское тв шоу» и сразу все станет ясно, России и даже Западу до такой «культуры» пока далеко.
На основе этих ценностей, теми же людьми и делается аниме. Некоторые виды сексуального поведения даже в современном западном мире считаются табу, но многими японцами принимаются как должное и практикуются. Пример — хентай: манга или аниме, в которых изображается половой акт между людьми, монстрами или даже щупальцами. Хентай можно легко купить в книжных магазинах или киномагазинах по всей стране, про то, что он у нас есть в интернете, я думаю, и говорить не стоит. Когда я решил посмотреть что это вообще такое, я без труда за минуту нашел соответствующие видео. Причём разврат может быть показан даже в детских (кондомо) аниме. Пример — 18-й эпизод Покемонов пропагандирует гомосексуализм и трансвистизм.
Получая этот контент из интернета, дети естественно игнорируют возрастные ограничения и быстро переходят на картины с высоким возрастным рейтингом, содержание которых способно в прямом смысле перевернуть их представления о мире, морали, нравственности.
Стоит заметить, что в сюжетах преобладают романтические отношения, как между представителями мужского пола (яой), так и представительницами женского пола (юри). В Youtube полно роликов открыто рекламирующих ЛГБТ-аниме, и набирают они не одну сотню тысяч просмотров. Такое ощущение, что закона о защите детей от гей-пропаганды у нас просто не существует.
Причем эта «тема» всегда показывается в аниме в крайней степени романтично, чтобы ребенок начал сопереживать героям, а когда ты сопереживаешь, ты ставишь себя на место героя, поэтому такая пропаганда оказывается очень действенной. После долгих часов просмотров ребенком таких мультфильмов нетрадиционные отношения становятся для него уже нормальными. Об этом стоит задуматься!
Что так привлекает в аниме?
В первую очередь это специфическая прорисовка персонажей. С эстетической точки зрения все очень ярко, четко, все не как в жизни. И это касается и положительных и отрицательных персонажей, абсолютно всех. Мир вокруг героев, даже если это постапокалиптический мир (что бывает чаще всего) тоже всегда просто шикарен, ребенок так «залипает» на этот мир, что теряет связь с реальным. По стилю, мир аниме очень похож на мир компьютерных игр, очень близкая прорисовка, так что, если ребенок еще и игроман, то эффект усиливается в разы.
Еще очень важный момент, особенно для детей, это чрезмерное мигание, мерцание в подходящих и не подходящих моментах. Очень резкая и постоянная смена картинок, действует это гипнотически, тот же эффект используют рекламщики, там тоже быстрая смена кадров. В аниме как правило 15 FPS (кадров в секунду), вместо положенных 24 (кино) и 25 (PAL/SECAM) /30 (NTSC). Это вредно для глаз и мозга, иногда просто невозможно смотреть! Нет плавности движений, особенно в батальных сценах, все рывками.
Альтернативная реальность. Мир, в котором происходит действие, в 99% случаев это альтернативный мир будущего или прошлого, со своими специфическими правилами и законами. Это виртуальный мир, или фэнтези, мир магии, мир зомби, мир демонов, постапокалиптический мир, все что угодно, но только не реальный мир. Анимешники тут точно со мной спорить не будут. В итоге ребенок сотни часов проводит за просмотром альтернативной реальности со своими жестокими законами и правилами, которой на самом деле нет, но которая теперь есть в его голове. Отсюда оторванность многих анимешников от реального мира, и тут чем зритель младше, тем воздействие сильнее.
Вред психике
Начнем с того, что эта субкультура вызывает зависимость. Выражение «подсесть на аниме» то же самое, что «подсесть на наркотик». Аниме может вовлечь человека настолько, что и отпустить потом не захочет. Чрезмерное увлечение чревато печальными последствиями. Чтобы понять какой вред может нанести психике ребенка регулярный просмотр аниме (сейчас имеются ввиду классические жанры, без извращений), приведу некоторые мысли из следующих статей: «Вселенная аниме. Откровения бывшей фанатки» и «Психолог об аниме», авторы которых кажутся мне компетентными в данном вопросе.
«Мир аниме настолько отличается от привычного мира, что психика все время просмотра прибывает в стрессовом состоянии. Яркие, захватывающие необычные образы, все чрезмерно: цвет, эффекты, фантастические сюжеты. Вследствие этого ребенок уже не удовлетворяется тем реальным миром, который существует вокруг него. Это как ребенок, которого постоянно кормят конфетами и чипсами, он их просит все больше и больше, и «почему-то» не хочет есть простую кашу. Она для него теперь просто безвкусная.
Такие эксперименты над психикой утомляют ее, но аниме имеет такую притягательную силу воздействия, с которой ребенок и подросток не может справиться. Есть прекрасные аниме, с очень глубоким, мудрым содержанием, но есть и другие, после просмотров которых он чувствует апатию, безразличие ко всему, которые выхолащивает ценность реального мира, реальной жизни в нем».
Еще один фактор, это длительность. Хоть эпизоды и короткие, где-то по 20 минут, но оторваться от их просмотра, как от семечек просто невозможно. Обычно анимэ сериал длиться в более чем 100 серий. Ежедневно в аниме-сериале показывают одно и то же действие, с одними и теми же установками, одну и ту же серию, в которой совершенно ничего нового не происходит! Для подрастающего ребёнка постоянные повторы, зацикленность, шаблонность, безусловно, действует на психику, таким образом не только все больше созывая глаз к очередному просмотру аниме, но и заставляет голову работать в заданном направлении.
Пример: В одном из самых популярных аниме-сериалов «класс убийц», сюжет строится на том, что инопланетное существо уничтожает половину луны, и устраивается в 4 класс обычной школы учителем, при этом заявляя правительству, что если школьники в течение полгода не смогут его убить, то он уничтожит землю. Все ученики ходят на уроки с оружием, и каждую серию пытаются убить своего. При этом каждую серию как заклинание ученики по несколько раз повторяют «убить учителя», «мы должны убить учителя», «мы класс убийц». И так детей программируют по десять раз за серию, на протяжении 50 серий! (в видео — ролике ниже).
Жестокость в аниме
Во всех аниме-мультфильмах герои ведут себя агрессивно, жестоко. В аниме постоянно показывают драки, схватки с морем крови, расчлененными телами. Если в старых анимэ мультфильмах, где еще не присутствовала компьютерная анимация можно было рассмотреть хоть какую – то игру разума, смысловые качества, то в современных это напрочь отсутствует! Здесь главным девизом является следующее: «Бей! Потом разберемся!» Причем жестокость идет чаще всего именно от положительных героев, и женские персонажи в этом деле ничуть не уступают, а чаще всего превосходят парней.
Ролик состоит из отрывков самых культовых серий мультфильмов с самым высоким рейтингом
Жестокость у детей вызывает непонимание и дополнительную дозу страха. Но по настаящему страшно становится тогда, когда ребенок к ней привыкает. У подростков пропадает не только способность сопереживать чужому страданию, но и интерес к жизни, в которой нет таких «спецэффектов». Подобные вещи в молодежной среде уже не воспринимаются как шок, и это проблема. С каждым годом планка того что может в принципе шокировать поднимается все выше и выше. Это как если все время тыкать булавкой по одному и тому же месту, то человек перестает чувствовать боль, и тут так же. Дело в том, что негативные события, связанные со смертью и убийствами, ярче, чем что-либо позитивное, а поэтому — интереснее. Чужая смерть стала обыденностью. Дети в силу своего возраста не понимают, что такое смерть, видят ее по-своему, без ужаса, не относятся к ней серьезно.
Проведенные на данный момент исследования показали, что тот, кто на протяжении какого-то времени просматривает подобный контент ежедневно, не находясь на поле боя способен заработать себе то, что психологи и психиатры называют «афганский» или «чеченский» синдром. У них нивелируются жизненные ценности, а ценность жизни, как таковой, сводится к нулю. Насилия и убийства становятся «нормальным» фоном повседневности.
Вот что я прочитал в обзоре на один из самых кровавых и популярных в аниме среде фильмов «Токийский гуль». Подчеркиваю, это пишут сами анимешники:
«Зачем развивать персонажей и писать адекватный сюжет, когда можно добавить в аниме побольше кровушки, простейшей драмы, обнаженки и безумия, повесить на него высокий возрастной ценз, чтобы у юной зрительской аудитории возникло ощущение «запретного плода» — и вуаля, повышенное внимание к произведению обеспечено, толпа аплодирует и рукоплещет».
Про «Токийский гуль» отрывок из статьи «Вселенная аниме. Откровения бывшей фанатки»:
«Все главные положительные герои каннибалы. Они живут тем, что едят других людей. А те, кто их ловят, показаны злыми и бессердечными. Главный герой Канеки — наполовину человек, наполовину каннибал, который пытается остаться человеком, ненавидя так называемого гуля/каннибала внутри себя? Дело заканчивается тем, что Канеки становится самым сильным гулем, лучшим из лучших, отринув нравственность и всё человеческое. Смерть обычных людей в этом аниме показана обыденно — погиб человек и погиб, какая разница, а вот смерть каннибала возводится в трагедию. Смерть человека, который перебил тысячу гулей, показана радостно, долгожданно, хотя, во всяком случае, живьём он никого в жизни своей не ел и не пытался, просто выполнял долг полицейского».
Дети неосознанно подражают персонажам популярных аниме, ведь смерть у них вызывает не чувство ужаса, страха, отторжения, а скорее радость, смех, улыбку, служит поводом для циничного чёрного юмора. Смерть любого персонажа всегда смакуется, обязательно покажут в замедленной сьемке, с разных ракурсов, и обязательно зальют экран кровью. И это правило актуально даже для совсем детского аниме. Посмотрите (в ролике), как в одном из самых культовых аниме «битва титанов» в самом начале погибает мать главного героя, это обязательно надо было так показывать?
Тема смерти
У японцев абсолютно другое отношение к смерти, в отличие от Европы в Японии нет моральных запретов на самоубийство, и дух смерти пронизывает каждый аниме-сериал. В 1998-99 годах национальным бестселлером в стране восходящего солнца была книга под названием «Самое полное руководство для самоубийц». В современной Японии не редки случаи, когда потеря работы главой семьи или его банкротство приводит к семейному самоубийству. Как правило, японская общественная мораль оправдывает таких родителей.
В ряде мультфильмов-анимэ также проводится идея, что суицид — это не результат сумасшествия или депрессии, а финал логической цепочки рассуждений. Особенно популярны аниме в субкультуре эмо (от англ. emotional — эмоциональный, характеризуется особым стилем в одежде и депрессивным, плаксивым настроением). Помимо того, что культ смерти в среде подростков вызывает повышенный интерес, смерть преподносится красиво и эффектно. Для неокрепшей психики подростка, обладающей повышенной восприимчивостью и эмоциональностью, подобная романтика становится весьма привлекательной.
Самый яркий пример, конечно, это «тетрадь смерти». Абсолютно все анимешники его смотрели. Мальчик записывает в тетрадь, которую предоставил ему демон-хранитель, имена людей и как они погибнут. Так они и умирают. В 11-ти томах мальчик убивает преступников и агентов полиции, которые за ним охотятся. А в 12-ой пишет в тетрадь свое имя. Вокруг этого аниме был построен целый культ, такие тетради продавались и у нас, дети охотно писали в них имена тех, кто должен был умереть по их мнению, они продавались в книжных магазинах, как и сама манга (комикс) «тетрадь смерти». В Пекине манга Death Note была запрещена после того, как юные школьники, вдохновившись идеей «тетради смерти» поголовно начали в похожих черных тетрадях писать имена учителей. Власти сочли это аморальным, но наши власти видимо так не считают.
В конце апреля 2013 года активисты общественного фонда «Уральский родительский комитет» обратились к президенту России с требованием запретить мангу и аниме на территории страны, так как, по их мнению, эти произведения негативно сказываются на нравственном и психологическом состоянии детей. Но ничего добиться в итоге не удалось.
Поводом для обращения послужило самоубийство 15-летней жительницы Екатеринбурга в феврале этого года. В комнате Юлии следователи обнаружили 4 тома книги «Тетрадь смерти». В книгах преобладают символы смерти, скелеты, черепа, бог смерти, монстры, и надписи ужасающего содержания. Выражается мысль, что смерть это продолжение жизни, но чтобы познать её нужно в начале умереть.
В самой Японии, родине этих «шедевров», очень высокий уровень самоубийств. Ежегодно счеты с жизнью сводят более 30 000 мужчин и женщин, самоубийство стало в Японии серьезной проблемой государственного масштаба: на деле это основная причина смерти женщин в возрасте от 15 до 34 лет и мужчин в возрасте от 20 до 44 лет. Связано ли это с тем, что увлечение аниме там поголовное? Напрямую наверное нет, но то, что постоянный просмотр аниме этому только способствует, это совершенно точно.
Мрачные локации, депрессивная музыка, море крови, и убийств, все вместе это образует депрессивно-суицидальный контент. Он создает деструктивный фон, оказывающий пролонгированное воздействие на психику. Когда ребенок постоянно видит кровавые убийства, отношение к смерти сильно меняется. Этот эффект активно использовали кураторы групп смерти, они регулярно давали потенциальной жертве задания посмотреть жестокие видео и картинки.
Не секрет, что кураторы групп смерти часто сами искали своих жертв, и выбирали именно «подготовленных». Перед тем как попасть в эти группы, все жертвы изначально смотрели, и репостили именно такой депрессивно-суицидальный контент. Он не всегда имел прямое отношения к аниме, но стиль был всегда тот же.
16-летняя девочка из дальневосточного Уссурийска в ноябре 2015 года положила голову на рельсы. Перед этим девочка выложила свое фото в социальной сети с надписью «Ня. пока». Она получила настоящую славу. В группах смерти её поступок возвели в культ, стали воспринимать как образец смелости и решительности. При этом нигде не говорилось, что на самом деле «НЯ!» несет смысловую нагрузку, у русских анимешников это и приветствие, и согласие, и радость. Это символ принадлежности к культуре аниме. Так же как, например, черная одежда у готов, челка эмо.
Семейные ценности в аниме
Довольно сложно найти аниме-картины, где у героев были бы нормальные, здоровые, живые родители, которые бы помогали персонажам, а не губили их. В большинстве случаев они там вообще отсутствуют. Если же родители главного героя всё же появляются в кадре или в сюжете, то всё, что они делают, – это пьют, издеваются над его психикой и ведут себя аморально, даже хуже, чем главные антигерои. Еще важный момент: практически каждый аниме-сериал это мир умных подростков, которые все знают и понимают, и глупых взрослых, которые не знают и не понимают ничего. Многие родители сходятся в том, что дети, «подсевшие» на аниме, начинают иначе воспринимать своих родителей. В силу отсутствия развитого критического мышления подростки оказываются в высшей степени беззащитны перед привлекательностью большеглазых и чувственных рисованных персонажей.
Пример из жизни: В 2016 году на Хеллоуин в Новосибирске в квартиру ворвались двое подростков Костя (16 лет), и Маша (13 лет) — поклонники аниме. Их подруга Наташа (13 лет), которая проживала в этой квартире, решила устранить бабушку, маму и брата, чтобы… не мешали ей жить так, как хочется и не запрещали встречаться с мальчиками. На страничке «ВКонтакте» у девочки — сплошь картинки из мультиков и статусы: «Вы убили во мне добрую и веселую девочку. Вот теперь наслаждайтесь мстительной и дерзкой с***», «Чудовища и призраки существуют на самом деле. Они живут внутри нас. И иногда они побеждают».
Казалось бы, откуда вообще такие жуткие идеи в этих юных головах? Все просто: убить родителей подсказали рисованные кумиры. И у 13-летней Джульетты, и у 16-летнего Ромео в соцсетях одни и те же персонажи — бледнолицые парень и девушка с безумными кровавыми улыбками. Это Убийца Джефф и Убийца Джейн. Герои распространенного комикса-ужастика про подростка-психа. История про Убийцу Джеффа сейчас очень популярна среди подростков, в соцсетях этому герою посвящены группы, в которых состоят десятки тысяч детей.
В Воркуте была история: нашли тело 12-летнего мальчика в сугробе, ребенок был зарезан. В убийстве подозревают двух подростков, один из них — поклонник Убийцы Джеффа, состоял в группе, посвященной этому персонажу. Общественники написали заявление в полицию, в Роскомнадзор. В полиции согласились: такие группы надо блокировать. А Роскомнадзор ответил: «Нет повода. В шапке группы стоит возрастное ограничение 18+, а значит, все законно». Только кого из детей эта отметка останавливала?
Скриншот, сделанный из фан-группы «Убийцы Джеффа», таких групп сотни, и все они действуют
Любое общество обречено на деградацию и разрушение, если в нем не рождаются и не воспитываются здоровые дети. А как они будут рождаться и воспитываться, если образ традиционной семьи на экране негативен, либо вообще отсутствует, а гомосексуализм преподносится как норма?
Смещение социальных ролей в аниме
Все аниме-героиньи ко всему прочему обладают неестественной худобой. В жизни девушки с такими пропорциями встречаются только в двух местах, на подиуме мод, и в больнице, в палате где лечат больных анорексией, причем привозят, вернее приносят туда их часто именно с подиума.
Ни для кого не секрет, что девушки в подростковом возрасте, очень требовательно относятся к своему внешнему виду, иногда даже фанатично. А теперь представьте как себя чувствует такая девушка, видя каждый день перед собой такой недостижимый «стандарт» красоты, и что с ней будет, если она начнет к нему стремиться. Для парней, кстати, это тоже не несет ничего хорошего, ведь влюбившись в такой образ, они никогда не встретят его в реальной жизни.
Девочки в аниме почти всегда круче и сильнее физически мальчиков. Если у героя есть подружка, то она практически всегда круче него. Подобные вещи сейчас встречаются не только в аниме, но и в Голливуде, причем повсеместно. Идет намеренное насильственное смещение социальных ролей. Девочек показывают сильными, а мальчиков инфантильными, в итоге, если и те и другие, следуя моде, примеряют на себя такую не свойственную им модель поведения, то получается мертвое, не способное ни на что, легко управляемое общество.
Тема добра и зла в аниме
Отдельные поучительные и вполне приемлемые с нравственной точки зрения работы, такие как мультфильмы Хаяо Миядзаки, служат привлекательной обёрткой, по факту наживкой для неискушенных детей и взрослых, которую пиарят в СМИ, на которую зачастую ссылаются сами анимешники.
Во множестве японских фильмов практикуется эксплуатация одного человека другим. Причём добро часто поддаётся злу по разным причинам. В отношениях таких героев применены точные психологические приёмы. Их суть можно изложить примерно так:
– Если поделишься необходимым со мной, то я в свою очередь поделюсь необходимым с тобой.
Многие герои аниме страдают раздвоением личности. И побеждает именно слабая сторона. Именно она даёт яркое развитие перед зрителем, на этом и строится весь сюжет. Тема раздвоения личности, вообще не желательна в детском кино, тем более, когда эта тема идет сквозь весь сюжет в 100 с лишним серий. Это может привести к искусственной шизофренизации сознания.
Кто-то кого-то очередной раз побеждает, но победа не даёт ничего — завтра снова придётся драться. И это должно воспитывать в ребёнке идею о «победе добра»? Что это за добро, которое день изо дня повторяет одно и тоже, но так и не добивается своего? Воспитательный момент таких вещей явно негативный. Супермены и «супервумены» постоянно борются со злом, которому нет конца. Это и вызывает состояние бесконечной депрессии, и у зрителей теряется смысл жизни.
Да и сама «победа» в аниме обычно весьма своеобразна. В 3/4 сериалов всякие проблемы решаются при помощи чужих сил. В момент проблем, главному герою просто приносят очередную железку (супер-робота, магический жезл повышенной кучности, новое наимощнейшее заклинание) при помощи которого и решаются проблемы. Вместо решения проблем своими силами, герую нужно лишь пассивно ждать сверхестественной помощи, такие вещи могут разрушить желание ребенка что-либо делать самому.
Вспомним, в советских мультфильмах очень редко проигрывают положительные герои, а побеждённые отрицательные персонажи в большинстве случаев получают возможность переучиться и исправиться. И в этом заложен глубокий смысл: в детском восприятии добро должно всегда побеждать зло, а побеждённое зло необходимо не столько уничтожать, сколько исправлять.
В аниме ничего подобного нет, зло всегда должно быть изрублено на куски и сожжено. Причем во многих случаях не так просто определить, кто есть большее зло. Я ни в одном аниме ни разу не видел, чтобы ставился простой вопрос: а вообще убийство, это правильно? (см. отрывок в ролике про “убийцу акаме”)
Добро со злом перемешивается в аниме настолько сильно, что эти полюса вообще теряются. Один и тот же герой может быть в одной серии добрым, в другой злым, и наоборот.
Пример. Возьмем классику аниме «тетрадь смерти». Кто из двух героев больший злодей? Демон смерти, потерявший эту тетрадь, или парень, использующий эту тетрадь для убийств преступников? И вообще они злодеи? Однозначного ответа там нет.
Как всегда показывали антигероев в советских фильмах? Вспомните «золотую антилопу», «город мастеров», и многие другие фильмы и мультфильмы. Злые персонажи всегда делались максимально мерзкими и глупыми, и это было правильно, это делалось специально для того, чтобы ребенок не мог сопоставить себя с ним, и примерить на себя его роль. Теперь все наоборот, и в аниме, и в Голливуде. Отрицательные персонажи теперь стали харизматичными, привлекательными личностями. На их роли берут лучших актеров, и чаще всего из них же потом делают героев.
Вывод простой, нет добра, и нет зла, делай что хочешь, таков закон. Это была цитата главного сатаниста прошлого века, и эта фраза, по сути, является девизом субкультуры аниме.
Что делать?
Ребенок, воспитанный на традиционной системе ценностей, на четких представлениях о добре и зле, на добрых и поучительных фильмах, с развитым эстетическим вкусом просто не станет даже начинать смотреть аниме. Ему, скорее всего, это будет не интересно и мерзко, он легко распознает третьесортный суррогат. Так же ему будет не интересен примитивный юмор, кровавые игры, и прочие вещи.
Невозможно постоянно контролировать, что смотрит подросток и что делает. Только его собственные правильные убеждения смогут создать внутри него информационный иммунитет ко многим опасностям и соблазнам, оградить и защитить в жизни от новых информационных угроз. Наша задача, как родителей, создать этот иммунитет добрыми фильмами, хорошими книгами, и главное, собственным примером.
Андрей А.