28-летний строитель Мир Гюль Атайе рассказал о своем состоянии в феврале 2021 года, через три месяца после того, как он продал почку в афганском городе Герат. Накопив долги на 4000 долларов, Атайе решил продать органы за 3800 долларов через брокера. Через три месяца после операции Атайе, который содержит 13 членов семьи, рассказал, что едва может поднять 10 фунтов веса. При этом долги у него все равно оставались, и он не может платить за аренду жилья и счета за электричество. (1)
«Это было сложно, но у меня не было выбора. Никто не хочет отдавать часть своего тела кому-то другому, — сказал он. — Мне было очень стыдно».
Напротив, более состоятельный реципиент почки в том же городе выразил удовлетворение своей покупкой.
«Абсолютно никакой боли», — сообщил Гулабуддин, 36-летний имам из Кабула, когда он восстанавливался после операции. Он рассказал, что заплатил около 3500 долларов за свою почку, купленную у «совершенно незнакомого человека» с комиссией в размере 80 долларов брокеру. Хотя в Афганистане, как и практически в любой другой стране, кроме Ирана, покупка или продажа почек официально запрещена, повсеместный голод помогли сделать Герат быстро развивающимся центром продажи почек.
На стенах и фонарных столбах расклеены объявления о продаже органов. Трое из четырех опрошенных пациентов, пересадивших почки в больнице Герата, рассказали, что купили почку частным образом. Реципиенты почек выздоравливают в комфортной больнице, в то время как доноров отправляют в неотапливаемые квартиры после операции, почти без еды и без медицинской помощи, а хирурги-трансплантологи закрывают глаза на происхождение органов.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), от 5 до 10 процентов трансплантаций органов во всем мире ежегодно проводятся с использованием органов, полученных незаконным путем. По некоторым оценкам, незаконная торговля приносит прибыль до 1,7 млрд долл. США в год. (2)
По данным Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, число людей, которых продают ради органов неуклонно растет. Крупным источников органов является поток мигрантов. В Северной Африке самая высокая доля жертв торговли людьми и органами, за ней следует Ближний Восток (3). Однако точные данные о торговле людьми и незаконной продаже органов получить трудно, поскольку такие покупки происходят незаметно.
НЕТ ДЕНЕГ — ПЛАТИ ОРГАНАМИ
Дефицит органов, усугубившийся во время пандемии COVID-19 из-за сокращения операций по пересадке органов, сделал мигрантов и беженцев особенно уязвимыми для незаконных схем извлечения органов, говорит Санджай Награл, хирург-трансплантолог из Мумбаи, Индия. Награл был сопредседателем недавнего вебинара, посвященного борьбе с незаконным оборотом органов (4).
В конце операции по незаконной переправке людей, например, в Европу: контрабандисты могут потребовать от мигрантов, чтобы они расплатились за услуги органами. Эксперты на симпозиуме под сопредседательством Награла заявили, что беженцы из Сирии, а также из Ливии и других стран Северной Африки попадают в сети организованных группировок.
«Ситуация для эксплуатации людей сегодня очень удачная», — заявила во время вебинара Сильвия Гавронска, советник региональной программы по торговле людьми и незаконному ввозу мигрантов в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе Управления ООН по наркотикам и преступности. С открытием «постпандемического» мира «я считаю, что число случаев уязвимых людей, на которых охотятся брокеры органов, будет расти», — сказала она.
Управление ООН по наркотикам и преступности сообщило о более чем 700 случаях незаконного извлечения органов за последние 15 лет, но, по словам Гавронской, фактические цифры «намного выше».
«Мы считаем, что небольшое количество известных жертв связано с тем, что жертвы боятся заявить о преступлении», — сказала она. По словам Гавронской и других экспертов, социальные сети облегчают поиск людей, желающих продать органы, особенно если они ищут возможность попасть в Европу.
Рекламные объявления, размещенные на Facebook и других платформах торговцами органами, предлагают организовать все, от поездки до медицинских анализов и врачей для проведения процедуры. По данным Интерпола, вербовка через Facebook стала обычным способом поиска продавцов почек в Египте, Бангладеш и на Филиппинах. (5)
В незаконных случаях пациент, нуждающийся в трансплантации, может путешествовать из богатого региона с длинным списком ожидания, например, из арабских государств Персидского залива, Европы, Азии или Северной Америки, в страну, где органы для трансплантации можно купить быстрее и дешевле. Как правило, такие пациенты сообщают больнице, что донор органов связан с ними и жертвует орган добровольно, хотя на самом деле донору заплатили. Такое пересечение границ с целью пересадки органов принято называть трансплантационным туризмом.
Египет на сегодня является лидирующим направлением по трансплантационному туризму.
Страны трансплантационного туризма уже длительное время включают также Бангладеш, Индию и Пакистан. Недавно к ним подключились Афганистан, Ливан и Турция. (6)
По законам многих стран, трансплантационный туризм может быть совершенно законным, если речь идет о так называемом пожертвовании органов и является действительно добровольным, соответствует законам страны и требованиям, таким как родство донора и реципиента. Предполагается, что в таких случаях никаких сделок не было совершено и деньги не переходили из рук в руки между донором и реципиентом. Но насколько часто случаются такие операции на самом деле не известно.
«Есть некоторая группа пациентов, которые приходят с донорами, и мы действительно не знаем, является ли донор родственником или ему платят…. В посольстве очень часто говорят: «Все хорошо, они родственники», а наши больницы принимают это за чистую монету и делают трансплантацию».
В протоколе ООН о торговле людьми говорится, что торговля органами происходит всякий раз, когда имеет место такое действие, как вербовка, осуществляемая незаконными средствами, силой или принуждением, с целью эксплуатации человека. Но на практике эти денежные отношения могут варьироваться от добровольных соглашений до принудительного изъятия органов, подкрепленного насилием.
Шон Колумб, эксперт в области торговли органами в Университете Ливерпуля в своей книге «Trading Life» (2020 года) (7) пишет, что во многих случаях мигранты из Судана, Сомали и других частей Африки заманивались контрабандистами в Каир предложениями работы или дальнейшей переправки в Европу, а затем им сообщалось, что единственный способ оплаты долга за перевозку, — это отказаться от почки. (8)
В Соединенных Штатах, как и в других богатых странах, наблюдается увеличивающийся разрыв между количеством пациентов, нуждающихся в органе, и наличием легальных органов. Число людей, живущих с почечной недостаточностью, увеличилось более чем в два раза за последние два десятилетия из-за того, что люди стали чаще болеть диабетом и ожирением, в то время как доступных почек на всех не хватает. (9)
Как правило, более 90 000 человек в Соединенных Штатах ожидают пересадки почки, но только каждый четвертый из них может рассчитывать на одну из примерно 24 000 трансплантаций почки, выполняемых ежегодно. (10) В среднем 17 человек умирают каждый день в ожидании пересадки органов любого типа, включая сердце, печень и легкие. Почки являются основными органами, полученными от живых доноров, хотя также можно пожертвовать часть печени; другие органы, такие как сердце, легкие и печень, должны пересаживаться от умерших доноров. (11)
ОРГАНЫ НА ЗАКАЗ
Некоторые эксперты говорят, что в Китае трансплантация органов стала прибыльным и расширяющимся бизнесом для больниц. Судя по сайтам, рекламирующим трансплантацию органов на английском и арабском языках, и палатам для пересадки, которые больше похожи на гостиничные номера, чем на больницы, похоже, что большая часть бизнеса нацелена на туристов из богатых стран. Согласно документальному фильму южнокорейского телеканала, в последние годы многие пациенты из Южной Кореи предпочли сделать трансплантацию в Китае, а не ждать годами в списке ожидания в Корее. Пересадку можно сделать быстро — всего за несколько недель вам подберут необходимый орган. (12)
В течение многих лет правозащитники обвиняли Китай в насильственном извлечении органов у политических заключенных, включая последователей секты Фалуньгун и уйгуров, мусульманского этнического меньшинства. В прошлом году эксперты ООН по правам человека заявили: «Насильственное извлечение органов в Китае, по-видимому, направлено против конкретных этнических, языковых или религиозных меньшинств, содержащихся под стражей».(13)
Китай отрицает, что до сих пор извлекает органы у казненных заключенных, эта практика, по их словам, была прекращена в 2015 году. В западном медицинском сообществе продолжаются споры о том, существует ли до сих пор эта практика, а также о том, убивают ли в Китае доноров ради подбора органов иностранным пациентам.
В последнее время этот вопрос стал предметом новой озабоченности. 5 мая Европейский парламент принял резолюцию, призывающую власти Китая отреагировать на обвинения в насильственном извлечении органов и разрешить независимый мониторинг со стороны правозащитников.
Новый закон, принятый Соединенным Королевством в апреле, объявляет преступлением поездку британского гражданина в другую страну для трансплантации, если орган был получен силой или на черном рынке. Закон добавляет Великобританию к 18 другим странам с аналогичными законами.16 Министр здравоохранения Великобритании Эдвард Аргар заявил, что эта мера «пошлет недвусмысленный сигнал о том, что соучастие в злоупотреблениях, связанных с зарубежной торговлей органами, недопустимо». Некоторые правозащитники и медицинские общества решительно поддерживают такие запреты как способ снижения спроса на незаконные органы. Но другие эксперты по торговле людьми говорят, что такие юридические запреты могут несправедливо наказывать тех, кто продает свои органы под экономическим давлением или принуждением, и пациентов, отчаянно нуждающихся в спасительной трансплантации.
По словам Колумба, после того, как Египет запретил продажу органов в 2010 году, торговля органами ушла в подполье, стала более жестокой и скрытной. Обнищавшие продавцы органов, доноры, у которых забрали обещанные деньги, боялись, что их привлекут к ответственности, если они обратятся в полицию, сообщает он. Брокеры органов выступают в качестве посредников между врачами и продавцами почек, фальсифицируют документы, подтверждающие добровольное донорство.
«Во многом закон [запрет на продажу органов] защищал врачей, проводящих операции, и посредников от проверки, а не защищал жертв и продавцов органов от эксплуатации», — говорит он. «Значит, закон не работает на практике».
Несколько экономистов предположили, что Соединенные Штаты могут решить проблему нехватки органов, выплачивая финансовые стимулы или вознаграждения донорам органов. Они утверждают, что если бы такой платеж помог устранить разрыв между спросом и предложением, у богатых пациентов было бы меньше мотивации ехать за границу в поисках незаконных органов, что привело бы к голоданию черного рынка покупателей. Но биоэтики и некоторые трансплантологи выступают против таких рыночных отношений, которые превращают части тела в товар. Другие видят надежду в новых технологиях получения искусственных органов, например из органов свиньи или искусственные органы, изготовленные из человеческих клеток.
По материалам доклада аналитического центра CQ RESEARCHER от 21.06.2022 г.
ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ: 2200 7203 5614 1025 🙏 (89672251543)
Литература:
1) Adam Nossiter, “In Afghanistan, a Booming Kidney Trade Preys on the Poor,” The New York Times, Feb. 15, 2021, https://tinyurl.com/2x85ft7e.
2) Seán Columb, Trading Life: Organ Trafficking, Illicit Networks and Exploitation (2020), p. 3; Yosuke Shimazono, “The State of the International Organ Trade,” Bulletin of the World Health Organization, December 2007, https://tinyurl.com/3yyxyccf.
3) “UNODC develops toolkit on the investigation and prosecution of trafficking in persons for organ removal,” press release, United Nations Office on Drugs and Crime, March 10, 2021, https://tinyurl.com/y76ndt6p.
4) “Transplantation in the Context of Migrants & Refugees: Challenges and Dilemmas,” Declaration of Istanbul Custodian Group and The Transplantation Society, March 17, 2022, https://tinyurl.com/3jpy4yfj; Kristof Von Assche, “A right to transplantation for refugees, asylum seekers and migrants?” The Declaration of Istanbul Custodian Group, https://tinyurl.com/bdfex79b.
5) “Trafficking of Human Beings for the Purpose of Organ Removal in North and West Africa,” Interpol, July 2021, https://tinyurl.com/5evhmhbj.
6) “Indonesians, Indians nabbed for human organ trafficking in Turkey,” Daily Sabah, March 25, 2022, https://tinyurl.com/km7h22r4; “Organ trafficking: Selling a kidney to survive in Lebanon/Future Planet,” Digis Mak, Aug. 23, 2021, https://tinyurl.com/4ju93hpk.
7) Seán Columb, Trading Life: Organ Trafficking, Illicit Networks and Exploitation (2020), p. 3;
8) Ibid
9) Bridget M. Kuehn, “End-stage Kidney Disease Doubles,” JAMA, April 26, 2022, https://tinyurl.com/4754k5bf.
10) “Organ Donation Statistics,” Health Resources & Services Administration, accessed June 16, 2022, https://tinyurl.com/28hfjh6n.
11) Ibid.
12) “South Korean TV Documentary Confirms Organ Harvesting Still Occurring in China,” Vimeo, November 2017, https://tinyurl.com/mre2ajwu. However, a 2018 study found overseas transplants among Koreans, predominantly performed in China, declined from a peak of 508 in 2005 to only one transplant in 2016. See: Hyung Joon Ahn et al., “Changing Patterns of Foreigner Transplants in Korea and Overseas Organ Transplants Among Koreans,” Transplantation, February 2018, https://tinyurl.com/ytsymhfc.
13) “China: UN human rights experts alarmed by ‘organ harvesting’ allegations,” United Nations Office of the High Commissioner for Human Rights, June 14, 2021, https://tinyurl.com/bdhj5z4b.
Оборотная сторона трансплантологии в России и мире
Эмбрион как объект эксперимента | Что стоит за успехами современной генной инженерии?
В изъятии органов у младенцев подозревают врачей Клинского роддома